Последняя в этом году официальная ярмарка вакансий собрала 800 человек, ищущих работу
На этот раз в мероприятии, проходившем во Дворце спорта имени И. Х. Ромазана, приняли участие представители отделов кадров 42 предприятий
и организаций, а также пяти учебных заведений.
В момент открытия ярмарки к столикам, за которыми разместились принимающие на работу стороны, не пробиться. Но через десять минут ажиотаж спадает. Молодая женщина, обежав все представительства, мимоходом бросает, что вновь присутствуют одни и те же лица. Заинтересовавшись ее выводами, просим представиться. Марина – безработная со стажем. Имеет высшее экономическое образование, долгое время работала в строительной фирме бухгалтером, главным бухгалтером. Вышла замуж, родился ребенок, декрет, и как следствие – ее место занято более напористой коллегой. Сейчас Марина официально нигде не трудоустроена, но на дому ведет бухгалтерский учет нескольких фирм. В идеале мечтает найти работу экономиста или хотя бы бухгалтера. Готова трудиться, подстраиваться, обучаться, но в рамках трудового законодательства. Регулярно посещает ярмарки вакансий, оставила резюме практически на всех рекрутинговых сайтах, знакома с работой кадровых агентств. На этом основании уверена, что имеет право делать некоторые выводы:
– Я не стану уверять, что представители этой же страховой или строительной компании были на предыдущей ярмарке, но то, что те же вакансии предлагают из месяца в месяц, это факт. Давно пытаюсь найти здесь достойную работу, но бухгалтером просто так не устроиться, вероятно, не имея нужных знакомств, работу по необходимой специальности не найти…
– Марина, а вы не пробовали встать в службе занятости на учет, воспользоваться предложениями о переобучении? – спрашиваем собеседницу.
– Неправильно, думаю, будет предложить мне, специалисту с высшим образованием и опытом работы, профессию маникюрши или машиниста крана. У меня иные требования к занятости, чем те, что может предложить государство, – не соглашается молодая женщина.
Прерываем беседу, услышав разговор потенциального работника с работодателем. Ирина Шатунова, специалист по работе с личным составом ОБДПС ГИБДД, рассказывает, какие требования предъявляются к работникам в их структуре. Прежде всего это определенный возраст, и данный ценз здесь не противоречит Трудовому кодексу, а соответствует закону о полиции, где четко указана возрастная градация. Следующим камнем преткновения на пути в стан правоохранителей может стать прохождение медицинской комиссии. Удачно ее минуют единицы, Ирина Фаритовна подтверждает, что требования медкомиссии, которую потенциальные сотрудники проходят не только в Магнитогорске, но и в областном центре, очень жесткие. Если соискателю удастся ее пройти, он перейдет на новый уровень – проверку на детекторе лжи…
– Постоянные участники ярмарки – всевозможные агентства. Они ведь ничего не теряют, а только выигрывают, когда пару часов проводят на виду, – продолжает обзор рынка труда Марина, – у агентств всегда много предложений, но все они, по сути, касаются набора, мягко говоря, бесплатной рабсилы. Никаких гарантий трудоустройства, социального пакета (больничный, законный отпуск, оплата транспортных и других расходов) вам здесь не дадут. Я пробовала себя на поприще агента по страхованию, но без поддержки в виде пенсии по старости или инвалидности очень сложно работать
в этом направлении. Просто так ходить по организациям и предлагать свои услуги – терять время попросту. Такими поисками
за день и на поездку в трамвае не заработаешь. А получать гонорар ты сможешь только при наличии определенного числа клиентов. Так что, пока в твоих руках соберется приличных размеров клиентская база, ты вполне успешно «протянешь ноги».
Продвигаемся меж рядов работодателей. Марина просит оценить предложение одной из компаний. Контора набирает людей для извлечения металлических частей из различного вида проводов. В пояснении описано, как именно извлекать ценные жилы из обмотки. Марина указывает на требование, где написано, что работа производится вручную, а смена длится не менее одиннадцати часов.
– Работать придется не на территории города, это своего рода командировка вахтовым методом. Вчитайтесь: требуются мужчины до 30 лет, без вредных привычек. А величина зарплаты расплывчата, много ли найдется желающих искалывать себе руки ради обогащения определенного круга дельцов? – задает Марина риторический вопрос.
Осознавая, что бесплатного сыра больше нет даже в мышеловке, наша собеседница предлагает ищущим работу «от добра добра не искать»: в «Маггортрансе» всегда нужны кондукторы, монтеры пути, водители. Зарплата невелика, но поработать от души предложат. Аналогичная ситуация на торговых предприятиях. Спрос на продавцов, кассиров, кладовщиков не снижается уже несколько лет подряд.
– В город входят крупные ритейлеры, они набирают персонал. На этих предприятиях можно сделать карьеру. Препятствие одно – возраст. Работодателям нужны энергичные, целеустремленные и молодые. Причем последнее требование подтверждается только паспортными данными, утверждение «мне по духу 22 года» не котируется.
В базе данных Центра занятости населения на сегодняшний день представлено более 200 профессий, которые могут быть востребованы работодателями. В службу заявлено более двух тысяч вакансий, самые распространенные из которых: кондуктор, сварщик, охранник, маляр, повар, монтажник. К сожалению, ни одна из предложенных вакансий нашей собеседнице Марине не подошла.
– Выходит, безработный – штучный товар. И просто так человеку, не имеющему работы, в категорию занятых не перейти. Осложняет ситуацию то, что в решении этого вопроса нельзя положиться на государство. Придется делать ставку на личное обаяние, старых друзей и знакомых. Люди, кому требуется экономист с опытом и желанием работать не покладая рук пять дней в неделю по восемь часов? – спрашивает на прощание Марина.
По данным Центра занятости населения Магнитогорска на 28 ноября состояние на рынке труда составляло 1,1 человека на вакансию, уровень безработицы – 0,8 процента. В целом по Челябинской области уровень безработицы 1,24 процента, напряженность на рынке труда – 0,95 человека на вакансию.
Фото Динара ВОРОНЦОВА