Номер открывает материал рубрики «Память» под названием «Юбилей Стального короля России», посвященный 90-летию со дня рождения военного директора Магнитки Григория Носова.
Дату отметили накануне, 18 ноября. На левобережном кладбище состоялся митинг. В этот же день была открыта мемориальная доска на коттедже по адресу: улица Щорса, 33, где с 1940 по 1951 год жил с семьей легендарный директор. К юбилею открылся и мемориальный рабочий кабинет Григория Ивановича. Там лауреатам объявленного к дате трудового соревнования вручали премии имени Носова, установленные администрацией и профсоюзом ММК, были также презентованы видеофильм и книга, посвященные «стальному королю России». В книгу под названием «Неустанно двигаться вперед» были включены воспоминания о Григории Ивановиче и его статьи, опубликованные в газетах и журналах.
Подробности о носовском кабинете рассказала накануне, в «Магнитогорском рабочем» от 18 ноября, журналист Лариса Коваленко. Часть мебели из его обстановки хранилась в горно-металлургической академии, с 1951 года с гордостью носящей имя Григория Ивановича. Музей вуза передал также «много документов, писем, фотографий, потертые рабочие папки, серебряную табакерку Носова».
«Директорский коттедж давным-давно стал гостиницей, как и соседний, куда переехала семья после его смерти. Случается, постояльцами оказываются бывшие мальчишки, чье детство прошло в Березках, кто гонял в лапту с его сыновьями и прятался в их огромном саду. И высокопоставленные визитеры металлургического комбината пытаются припомнить, воскресить, каким все было в те годы», – писала автор.
Накануне в газете было объявлено о «втором пришествии» в Магнитку Егора Гайдара, в недавнем прошлом главы правительства, а теперь лидера партии «Демократический выбор России». Но объявление на фото первой полосы «МР» говорит: «Е. Гайдар в город не приедет». «Нет, приедет!» – дает надежду заголовок, расположенный ниже. Здесь же Гайдар приносил магнитогорцам извинения и объяснял причину отмены своего предвыборного визита в Магнитогорск – тяжелую болезнь отца. Магнитогорцы, пришедшие в театр на встречу с Гайдаром, застали там лишь активистов его партии и сотню экземпляров его книги. Отменены были также презентация этой книги в юношеской библиотеке, пресс-конференция для местных СМИ и «круглый стол» с участием магнитогорских бизнесменов.
Рубрика «Чрезвычайная ситуация» рассказала об акции протеста охранника ювелирного магазина. Он «объявил многодневную голодовку. От горожан оказались одновременно отсеченными ювелирный магазин, пункт обмена валюты, скупка и пункт приема драгоценностей на комиссию, – писал корреспондент Павел Верстов. – Директор магазина, финансовый директор и учредитель комплекса заняли в июне 1995 года у охранника предназначавшиеся на покупку квартиры временно свободные деньги сроком на месяц, но и по прошествии пяти месяцев отказываются их возвратить».
Охранник предупредил о голодовке до победного конца прокурора города, начальника УВД, председателя постоянной сессии областного суда и других должностных лиц, одновременно подал иск в суд и прислал письмо в редакцию «МР».
Долг по расписке на момент публикации достиг ста миллионов рублей, семьи охранника – экс-подполковника КГБ и его сына –
могли остаться без крыши над головой. Виновник инцидента рассказал, что он не единственный, кому должны деньги хозяева, что порог магазина постоянно обивают клиенты, которым не отдают выручку от реализации их ювелирных изделий, да и сотрудники заведения подолгу ждут зарплату. Зато владельцы магазина живут на широкую ногу – недавно вся «троица» «неплохо отдохнула в загранке, истратив около десяти тысяч долларов США».
Журналисты разговаривали с отчаявшимся вооруженным охранником через закрытую дверь. «Я незамедлительно выстрелю в любого, кто попытается ворваться сюда, взломать дверь, разбить стекло, – предупредил он. – Я выйду отсюда только тогда, когда люди из ФСБ, которым я доверяю, принесут мне мои деньги или заверенный государственным нотариусом документ о моем праве собственности на квартиру».
Однако хозяева магазина сказали, что деньги охранник занял не им, а частному лицу, не имеющему отношения к магазину. В захваченном помещении тем временем были отключены свет, вода и телефон, а администрация магазина обсуждала ситуацию с заместителем начальника УВД города. «Магнитогорский рабочий» больше не возвращался к этой чрезвычайной ситуации, но нам известно, что все окончилось миром: оружие охранника так ни в кого и не выстрелило, да и сам он благополучно выжил в условиях сухой голодовки.
Время большой социальной нестабильности нередко порождало столь эксцентричные выходки. Похожие ситуации неоднократно описывались в «Магнитогорском рабочем» за 1995 год. Например, буквально через неделю, в номере от 30 ноября видим сообщение пресс-службы УВД о гражданине, захватившем в заложники мать-старушку, облившем бензином квартиру и себя и грозившем все поджечь. После совместного штурма милиции и пожарных он был обезврежен и направлен в психиатрическую больницу.
А в номере от 21 ноября размещена резолюция митинга пострадавших вкладчиков, которые при невыполнении их требований о выплате денег обещали «ежедневно пикетировать здание администрации города», «оказывать всякого рода неповиновение» и даже «брать в заложники членов семей председателей финансовых компаний».
На страницах номера обсуждались также проблемы подростков и молодежи, потерявших всяческие жизненные ориентиры в то нелегкое время, и проблемы пенсионеров, не способных оплатить даже газоснабжение собственного дома. «Объясните, что делать мне! – с таким обращением позвонил в редакцию А. Алексеев. – С ноября я должен платить за газ уже 140 тысяч рублей. Я инвалид и жена тоже, живу в поселке Крылова. Пенсия 204 тысячи». «Межрайгаз» грозил отключить неплательщиков. А помочь замерзающим без газового отопления горожанам, а также тем, кто намеревался объявить голодовку, видимо, была призвана намеченная на 25 ноября Межрегиональная конференция, «посвященная Идее Учителя Иванова Порфирия Корнеевича».
Фото Илья МОСКОВЕЦ