Боевой путь УДТК, созданного в 1943 году на добровольные взносы жителей трех областей Урала, стал одной из славных страниц истории Великой Отечественной войны. В год 80-летия Уральского танкового корпуса мы будем рассказывать о его истории, участии в военных операциях и сражавшихся в составе формирования магнитогорцах.
Если и ваши родные прошли военными дорогами вместе с УДТК, сведения о них можно передать на электронную почту smi.le.77@mail.ru, почтовый адрес: 455044, Магнитогорск, пр. Ленина,74, редакция газеты «Магнитогорский рабочий». Телефон для связи 26-33-57.
Подарок уральцев
Когда Красная Армия разгромила врага под Москвой и Сталинградом и готовилась к последующим наступательным боям, особое значение приобрела ее главная ударная сила – танковые войска. Крупные механизированные соединения в тот момент способны были решить исход «войны моторов» – это стало понятно во время боев за Сталинград.
И уральцы решили подарить фронту танковый корпус. В целом же две трети всех танков Великой Отечественной войны были выпущены на заводах Урала: Уралмаше, Уралвагонзаводе, Челябинском тракторном.
16 января 1943 года в свердловской газете «Уральский рабочий» вышла публикация «Танковый корпус сверх плана». Она сообщала об обязательстве крупнейших коллективов танкостроителей Урала изготовить сверх заданий Государственного Комитета Обороны столько боевых машин, сколько потребуется для корпуса, а также обеспечить корпус всем необходимым за счёт собственных средств. Одновременно решили обучить из числа своих же рабочих-добровольцев водителей боевых машин. В цехах заводов вывесили лозунг: «Сделаем сверхплановые танки, самоходки и поведем их в бой!»
Народную инициативу подхватили Свердловский, Челябинский и Пермский (Молотовский) областные комитеты партии. Они обратились в Центральный Комитет ВКП(б) и ГКО с просьбой разрешить сформировать и направить на фронт Уральский Добровольческий танковый корпус. 24 февраля 1943 года руководство областных комитетов партии совместно с военным советом Уральского военного округа приступили к формированию полков и бригад.
11 марта 1943 года народный комиссар обороны присвоил корпусу наименование – 30-й Уральский Добровольческий танковый корпус. В торжественной обстановке добровольцам вручили оружие и технику. Была начата боевая и политическая подготовка личного состава корпуса. Именно эта дата считается днем рождения славного воинского формирования.
«Прошу не отказать»
Активное участие в создании танкового корпуса приняли труженики Магнитогорска. В городском отделении Госбанка был открыт счет по сбору средств на строительство Особого Уральского добровольческого танкового корпуса, на котором в итоге оказалась сумма 6,5 миллиона рублей.
О вкладе магнитогорцев в формирование УДТК рассказывал «Магнитогорский рабочий». Одна из полос газеты от 13 марта 1943 года вышла под лозунгом: «Создадим Уральский танковый добровольческий корпус!» «На предприятиях, в цехах и учреждениях Магнитогорска прошли митинги и собрания. Трудящиеся вносят свои сбережения, берут обязательства дать максимальное количество сверхплановой продукции для УТК. В партийные организации, в горвоенкомат, в профсоюзные комитеты поступают десятки заявлений от рабочих и инженерно-технических работников с просьбой зачислить их в добровольческий танковый корпус», – рассказала газета.
К 11 марта магнитогорцами было собрано 3,8 млн рублей в фонд формирования корпуса – люди вносили пятидневный, двухнедельный, месячный заработок, в райкомы партии поступило около трех тысяч заявлений от желающих добровольно пойти на фронт, и за каждым из них стояла человеческая история: кто-то хотел уйти на фронт вслед за сыном, а кто-то – отмстить за гибель старшего брата…
– Я член ВКП(б) с 1921 года, – заявил на партсобрании механик железнодорожного транспорта «Магнитостроя» Пакаев. – Участвовал в гражданской войне. Сражался в рядах Красной Армии и партизанском отряде. Участвовал в Отечественной войне. Был ранен. Сейчас поправился. Прошу зачислить меня в танковый корпус добровольцем. Хотя мне и 47 лет, но я еще буду полезен, ибо имею специальность механика. На фронт прошу отправить вместе с сыном, работающим на швейной фабрике.
Всего жители нашего города подадут более семи тысяч заявлений в УДТК, после тщательного отбора в его состав попадут 344 магнитогорских добровольца.
«Снарядами, танками, тоннами стали уральцы священную клятву держали»
Помощью Красной Армии магнитогорские сталевары считали эффективное использование агрегатов, улучшение качества продукции, сбор средств на вооружение, заботу о семьях военнослужащих. А основным мероприятием для строительства танкового корпуса было, конечно же, перевыполнение производственного плана.
«За 8 дней марта на мартеновской печи №9 выплавлено сверх плана 342 тонны стали. Примерно около половины этого количества дал один только сталевар тов. Осипов. В первой неделе марта он перекрыл свои обязательства больше, чем в четыре раза», – сообщал «МР». Ударно работал также сталевар печи №12 Меснянкин. Правда, социалистическое соревнование на мартене тормозила острая нехватка огнеупоров для ремонта ковшей. С энтузиазмом работали и собирали средства для танкистов коллективы второго мартеновского, доменного цехов.
Коллектив блюминга №3 обязался прокатать к 20 марта 4000 тонн металла сверх плана для строительства боевых машин добровольческого корпуса. За первую декаду месяца прокатчики уже выпустили 2076 сверхплановых тонн. Первенство удерживала смена Игонькина – на счету коллектива числилась 1081 тонна сверхпланового проката.
Повышенные обязательства взяли на себя учащиеся ремесленного училища №13. В ответ на обращение коллектива Кировского завода, в эвакуации ставшего частью челябинского Танкограда, и рабочих сортопрокатного цеха Магнитки коллектив учащихся, мастеров, преподавателей и работников РУ-13 обязался добиться стопроцентной успеваемости по теоретическому и производственному обучению, организовать стахановские школы по овладению лучшими стахановскими методами труда, реализовать 25 рационализаторских предложений. Комсомольско-молодежные смены мартеновских, прокатных и доменных цехов, укомплектованные из учащихся, обязались выплавить для нужд фронта сверх плана пять тысяч тонн стали, прокатать три тысячи тонн металла, выплавить полторы тысячи тонн чугуна.
Из окончивших всеобуч ремесленников предстояло подготовить автоматчиков, истребителей танков, пулеметчиков и ворошиловских стрелков и организовать три военизированных похода с тактическими занятиями. А также провести четыре воскресника для сбора средств на постройку танковой колонны и авиаэскадрильи «Трудовые резервы».
Работники магнитогорской швейной фабрики №1 приняли решение «отчислить для оснащения танкового корпуса 25 процентов месячной заработной платы, изготовить 300 комплектов сверхпланового белья, 350 чехлов для фляг и ряд других необходимых предметов личного обихода бойцов танкистов». Стахановские образцы труда показали коллективы под руководством Чертовой, Галяткиной, Юровицкого, самоотверженно работали машинистки Васильева, Катаева, Акулова, Клычева и другие. Мастера швейного производства заботились о подготовке новых кадров. Начальник агрегата Юровицкий на своем участке организовал пошив таким образом, что в результате совмещения операций в каждой бригаде высвободил одну швейную машину не в ущерб количеству и качеству выпускаемой продукции. На высвободившихся машинах стали давать сверхплановую продукцию. Этот опыт Юровицкий передал сменщице Каревой.
В статье «Сила советского патриотизма» секретарь Орджоникидзевского райкома ВКП(б) Ларичев говорил о небывалом политическом и трудовом подъеме на предприятиях и в учреждениях района, вызванном приказом Верховного Главнокомандующего к 25-й годовщине Красной Армии.
«Выражением возросшей активности трудящихся является самое горячее участие в создании Особого Уральского добровольческого танкового корпуса, развертывание предмайского соревнования за достижение новых успехов на производстве», – гласила публикация. Труженики района уже внесли на создание корпуса более двух миллионов рублей, сбор средств продолжался. Работники треста «Магнитострой» Шаваев и Евсеев, сын которого воевал на фронте, внесли в фонд корпуса свой месячный заработок. Среди лидеров по сбору средств были аглофабрика, обувная фабрика, крупные денежные суммы передали на благое начинание руководители производств.
«Многие сотни партийных и непартийных большевиков подали заявления о зачислении их добровольцами в танковый корпус. «Не пожалею своих сил, а если понадобится, то и самой жизни для дела народа, доверие уральцев оправдаю», – эта клятва в каждом таком заявлении», – писал Ларичев и следом перечислял тружеников, которые выдали для создания корпуса максимум сверхплановой продукции.
За время соцсоревнования в честь 25-летия Красной Армии в лидеры вышли 8-е и 13-е стройуправления треста «Магнитострой», участки Щеголева, Синякова, бригады Фляги, Смертина, Паксялина, Горбуновой. Сверхплановую доменную руду выдали в количестве 13 тысяч тонн горняки. Лучшие показатели были у смены Зонова на руднике, у машинистов экскаваторов Левчука и Алькова, машинистов электровозов Загорца, Ластовченко, электросварщика Соломако, электрослесаря Опарина. Стояла задача умножить трудовые успехи во время предмайского соревнования.
Коллектив детского сада №5 внес в счет создания танкового корпуса месячный заработок, а коллектив мастерской под началом Гутмана «взял обязательство изготовить для танкистов 100 ложек, 60 лопат, 25 разливательных ложек и 10 черпаков. Все эти поделки изготовляются с большой любовью из самого доброкачественного, прочного материала», – писал «МР» 14 марта.
Свой вклад в строительство танков для корпуса внесли юные магнитогорцы, «Магнитогорский рабочий» в дальнейшем обязательно расскажет о героической судьбе танка «Магнитогорский пионер».
УДТК в цифрах и фактах
Единственное в истории танковое соединение, которое было создано на добровольные взносы, сменило несколько названий. Первоначально это был Особый Уральский добровольческий танковый корпус имени И.В. Сталина. С 11 марта 1943 года – 30-й Уральский Добровольческий танковый корпус. С 26 октября 1943 года – 10-й Гвардейский Уральский Добровольческий танковый корпус. Осенью 1945 года в память о боях под Львовом, где уральские танкисты понесли тяжелые потери, корпус был переименован в 10-ю гвардейскую Уральско-Львовскую танковую дивизию.
На территории Челябинской области подразделения УДТК формировались в Челябинске, Златоусте, Кусе, Кыштыме, Троицке, Миассе.
Корпус участвовал в Орловской, Проскурово-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской, Нижне-Силезской, Берлинской, Пражской и других наступательных операциях.
Уральские танкисты уничтожили и захватили 1220 танков и самоходных артиллерийских установок врага, 1100 орудий, 2100 бронемашин и бронетранспортеров, уничтожили 94 620 солдат и офицеров противника. Воинам корпуса вручено 42 368 орденов и медалей, 27 солдат и сержантов стали полными кавалерами орденов Славы, 38 гвардейцам корпуса присвоено звание Героя Советского Союза. УДТК награждён орденами Красного Знамени, Суворова II степени, Кутузова II степени. На боевых знаменах частей добровольческого танкового корпуса 54 ордена.
Похожие материалы
Фото открытые источники, архив «МР»