Выпускница офицерских бронетанковых курсов, во время Великой Отечественной войны эвакуированных в Магнитогорск, стала заместителем командира танкового батальона
«Мощный поток наших войск шел неудержимо вперед. Вот лихо проносится танк, обходя дорогу. Механик-водитель, искусно управляя машиной, обгоняет движущуюся колонну. Из открытого люка командирской башни мелькает фигура молодого, кудреватого офицера. Офицер-танкист, словно девушка, улыбается, по-девичьи машет рукой», – так описывал гвардии старшего лейтенанта Александру Григорьевну Самусенко – знаменитую танкистку Второй мировой, в очерке, опубликованном на страницах «Магнитогорского рабочего» 7 марта 1944 года, гвардии лейтенант С. Воронин.
Как следует из наградного листа, однажды во время боя Александра Самусенко взяла на себя командование батальоном вместо убитого комбата и «чётко и энергично руководила боевыми действиями танков». За это девушке вручили орден Отечественной войны первой степени.
С. Воронин вспоминал горячие июльские дни 1943 года, когда во время Курской битвы Красной Армии удалось сорвать летнее наступление врага. Тогда в первых рядах в бой шла и «отважная двадцатидвухлетняя девушка-танкистка» из 1-й гвардейской танковой Чертковской Ордена Ленина Краснознамённой Ордена Суворова Ордена Богдана Хмельницкого бригады.
Самусенко тогда проявила умение ориентироваться даже в самой критической ситуации. Когда её группа оказалась в окружении, Александра смогла вывести бойцов с наименьшими потерями. Александр Морозов, автор одного из снимков, на которых запечатлена красавица-танкист, вспоминал о встрече с ней под Орлом: «Трудно себе было представить, что она успела столько пережить: много раз водила свой взвод в атаку, лично уничтожила несколько противотанковых орудий и много гитлеровцев, дважды горела, была ранена».
Вера Мурманцева в книге «Советские женщины в Великой Отечественной войне» писала: «Однажды подразделение, где служила Самусенко, получило задание контратаковать колонну танков противника. Механик-водитель Т-34, командиром которого была Самусенко, встретив на своем пути три «тигра», растерялся. Лейтенант Самусенко спокойно, но решительно заявила: «Назад нам дороги нет». И водитель танка овладел собой. Первым же выстрелом вражеский танк был подбит. Остальные продолжали идти на сближение. Ожесточенный бой продолжался несколько часов, но победу одержал экипаж танка Александры Самусенко. За отвагу, проявленную в этом сражении, она была награждена орденом Красной Звезды».
Прославленную танкистку знал весь личный состав бригады. «Когда участники Орловской операции узнали, что Сашенька ранена, все встревожились. Но, к счастью, ранение оказалось легким. За время войны на полях боев она была ранена три раза. Александра Григорьевна прошла весь Западный фронт», – писал гвардии лейтенант Воронин на страницах «Магнитогорского рабочего».
Публикация об Александре Самусенко неслучайно появилась в те дни в нашей газете. Автор упоминает, что в ту пору она училась в «офицерском учебном заведении». Это были Ленинградские Краснознаменные бронетанковые курсы усовершенствования командного состава (ЛКБТКУКС), которые работали в Магнитогорске с сентября 1941 по октябрь 1944 года. Здесь проходила переподготовка на высшие должности командного и политического офицерского состава.
Нахождение Александры Самусенко в Магнитке подтверждает и ее фото, на оборотной стороне которого ее рукой сделана надпись: «Любимой мамочке и братику Вовке от дочери и сестрички Шуры. 7/II-44 года, Магнитогорск. д. Химы, Самусенко».
Есть легенда, что Шура Самусенко в возрасте двенадцати лет стала «дочерью полка» Красной Армии, была участником военных действий в Испании и Финляндии – об этом пишет в книге «Люди сороковых годов. Записки военного корреспондента» Юрий Жуков. Именной список безвозвратных потерь, в котором Александра, увы, оказалась всего за пару месяцев до Победы, также говорит, что она «воспитанница в частях КА с 1934 года».
По сведениям исследователей биографии Александры Самусенко, с июня 1941 года она воевала ополченкой в стрелковых частях Западного и Брянского фронтов, затем, после обращения в Кремль к председателю Президиума Верховного Совета Михаилу Калинину, ее приняли в Казанское танковое училище.
После окончания учебы она лейтенантом попала в 97-ю танковую бригаду, формировавшуюся в то время в Челябинске. До следующего ранения в 1943-м Александра успела послужить в должности командира танка, взвода, старшего адъютанта (помощника начштаба) 288-го отдельного танкового батальона, офицера связи.
Бесстрашная танкистка погибла 3 марта 1945 года под польским городом Лобез. Существует несколько версий гибели Александры Самусенко, по одной из них ее танк был подбит, и она, выбравшись из горящей машины и бросив в огонь секретные документы, приняла свой последний бой.
На момент гибели Александра Григорьевна была в звании капитана, в должности офицера связи штаба бригады, есть сведения и о том, что она стала заместителем командира 1-го танкового батальона.
Не женское это дело?
Танкисты в период Великой Отечественной войны испытывали колоссальные перегрузки. Механику-водителю для управления танком требовались большие физические усилия, в бою ему приходилось переносить и огромное психологическое напряжение. Тем не менее, известны случаи, когда женщины успешно воевали механиками-водителями, служили командирами и испытателями боевых машин.
Изучив архивные источники, доцент Уральского филиала Финансового университета при Правительстве РФ кандидат исторических наук Игорь КОВШОВ пришел к выводу, что в танковых войсках воевало не менее 33 женщин, 13 из них служили на офицерских должностях и механиками-водителями. Почти все получили ранения и контузии, четверо погибли, одна пропала без вести.
Большую известность получила трактористка Александра Ращупкина, которая, чтобы попасть на фронт, коротко остриглась и переоделась мужчиной, в результате стала механиком-водителем Т-34. Александра Митрофановна воевала под Сталинградом, дошла до Польши, и никто так и не распознал в ней женщину. Правда открылась спустя три года после тяжелого ранения в феврале 1945 года.
Мария Лагунова, уроженка Катайского района тогда Челябинской области, по ее заявлению была направлена в Челябинск, в 13-й запасной тракторный полк, готовивший водителей на тракторы С-65 и тягачи С-2, воевала на Волховском фронте. В 1943-м, узнав о гибели брата, Мария обратилась к Калинину с просьбой отправить ее в танковые войска, была зачислена в батальон механиков-водителей 2-й учебной бригады в Нижнем Тагиле. На заводе вместе с экипажем участвовала в сборке «своего» Т-34. В сентябре 1943-го танк Марии был подбит, сама она лишилась ног. Но после нескольких месяцев упорных тренировок на протезах Лагунова вернулась в нижнетагильский полк, где служила еще четыре года. После войны Мария вышла замуж и родила двух сыновей.
«… Мы, муж и жена Бойко Иван Федорович и Александра Леонтьевна, на имеющиеся сбережения в размере пятидесяти тысяч рублей желаем приобрести танк и на этой грозной машине собственными руками истреблять проклятых немецко-фашистских оккупантов», – писала в 1943 году Сталину семейная пара из Магадана.
Верховный Главнокомандующий одобрил инициативу, супруги были направлены в действующую армию в составе экипажа именного тяжёлого танка ИС-2 «Колыма» после ускоренного курса Челябинского танкового училища. Александра стала командиром, Иван — механиком-водителем. Семейная пара участвовала в боевых действиях в Прибалтике, Польше и Чехословакии, День Победы Бойко встретили в Праге.
Похожие материалы
Фото архив