Вместе с «домашними» коллективами 13 сентября для магнитогорцев на площади Народных гуляний выступят приезжие звезды: группа «Ариэль» и лидер группы «Кар-Мэн» Сергей Лемох. Их номера оставят на десерт.
Автор этих строк вовсе не принадлежит к поклонникам творчества «Кар-Мэн», однако, помню, зажигательные песни этой популярной в 90-х группы доносились из каждого торгового ларька, а клипы, в которых солист Сергей Лемох демонстрировал общественности первоклассную растяжку, служили некоторым дамам видеопособием по фитнесу и степ-аэробике.
В уже далеком 1989 году несостоявшийся товаровед Сергей Лемох (настоящая фамилия Огурцов) вместе со скандально известным певцом Богданом Титомиром, работавшим в то время на подтанцовке у Владимира Мальцева, создали группу «Кар-мэн». Она задумывалась как экзотик-поп-дуэт, поэтому парни включили в свой репертуар песни о заморских городах и странах, тщательно продумывали сценические костюмы, а в танцах демонстрировали характерные движения бедрами, дабы советский зритель прочувствовал экзотику со всей серьезностью. После ухода Титомира из группы Лемох, в студенческие годы работавший диджеем, начал записывать танцевальные хиты, нанял балет, и «Кар-Мэн» получил вторую жизнь.
Сложно поверить, но «Кар-мэн» существует по сей день, а его участники продолжают ездить с гастролями по России, выступают в ночных клубах, записывают альбомы. Я встречал много вариантов определения стиля «Кар-Мэн» – таких, как диско, техно, электропоп. Однако в аранжировках у них местами проскакивают элементы рок-музыки. Да и вокал Лемоха тоже явно «тяжеловат» для поп-музыки. В общем, «Кар-Мэн», на мой взгляд, – это коктейль из самых разных музыкальных жанров – абсолютно гибридный стиль. Хотя сам Лемох в 1993-м на страницах журнала «Пионер» совершенно конкретно назвал свой стиль «свинг-бит-хип-хопом» – зело мудрено. Сегодня говорит, что основная его аудитория – это «избиратели» от 20 до 30 лет. А самому-то в нынешнем мае прозвенело уже 50. Но он в одном из интервью настаивает:
– Я вообще модный чувак, не думайте. Многие люди ожидают услышать какие-то старперские нотки в нашей музыке, а там от старого практически ничего не осталось, кроме мелодий. У нас полно нового материала, который офигительно принимают на каждом концерте в ночном клубе. Просто мало кто про это знает, я редко даю интервью.
Зато про гостей из Челябинска мы вообще можем запросто сказать: «ба-а, знакомые все лица!» Ваш покорный слуга, в частности, познакомился с лидером «Ариэля» Валерием Ярушиным в Магнитогорске на местном рок-фестивале во время жаркого спора на предмет, кто в «Битлз» был «главнее» – Джон Леннон или Пол Маккартни? Это было уже в девяностых.
А вокально-инструментальный ансамбль «Ариэль» появился в 1968 году. На новогоднем празднике состоялось первое выступление – тогда еще не было названия… Продлилось оно недолго, так как директор музучилища потребовал его прекратить – успели спеть всего три песни.
В том же году появился состав, который мог давать концерты. Придумалось и название. Правда, музыканты сильно расстроились, когда в 1975 году в продаже появился стиральный порошок «Ариэль». Пели поначалу в основном песни собственного сочинения на музыку английских «Битлз» и польских «Червоных гитар».
Между прочим, в те годы на фестивале «Песни московских улиц», который проходил в парке Горького, Валерий Ярушин познакомился с Аллой Пугачевой. Ее фамилия тогда мало кому была известна. А о нем, руководителе провинциальной группы, впервые приехавшей в столицу, вообще никто не слышал. Алла Пугачева, всерьез откликнувшись на предложение Валерия Ярушина, чуть было не согласилась стать солисткой «Ариэля». Однако, как говорят, не судьба.
Под руководством Валерия Ярушина ансамбль завоевал ряд премий, выступая на различных фестивалях. В декабре 1971 года «Ариэль» разделил первое место с трио «Скоморохи» под руководством Александра Градского на конкурсе «Серебряные струны», посвященном 750-летию города Горького. Группа часто обращалась к русскому фольклору. Одна из их самых известных песен – «Баба Яга».
На счету Ариэля – ряд концептуальных сценических постановок, «рок-опер», в том числе: «За землю русскую», «Мастера» и «Сказание о Емельяне Пугачеве». В разное время «Ариэль» работал в разных стилях, однако жанровой основой ансамбля всегда был русский вариант фолк-рока, подразумевавший обработки или стилизации популярных русских народных песен. Отличительная черта исполнительской манеры ВИА «Ариэль» – красочное вокальное многоголосие и юмор в подаче традиционного песенного материала.
Не раз группа выступала и в Магнитогорске. Мало того, несколько позже наряду с известными представителями музыкального Олимпа России Валерий Ярушин принял участие в работе жюри фестиваля рок-музыки «Арт-Платформа» имени Леонида Голицына.
Так уж сложилось, что со временем группа «Ариэль» раскололась на два творческих коллектива. Но все равно так или иначе 13 сентября город встретит старых знакомых.
Фото Ilona D. Veresk