В Магнитогорске побывала уполномоченная по правам ребенка в Челябинской области Маргарита Павлова.
Ее двухдневная поездка была организована в рамках медиафестиваля «Южный Урал. Россия без сирот!», темой которого в этом году стали пропаганда семейных ценностей, привлечение внимания к проблемам «особенных» детей и профилактика отказов от новорожденных. Подробности о медиафестивале читайте в одном из ближайших номеров «МР».
Визит детского омбудсмена начался с посещения Анненского детского санатория, где Маргарита Павлова встретилась с руководством учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья, провела мониторинг условий проживания ребят. Затем в администрации Магнитогорска начался прием граждан. Предваряя его, уполномоченная отметила, что количество обращений с каждым годом растет: так, в 2014 году поступило более тысячи заявлений от южноуральцев. Если проанализировать их, то на первом месте оказываются жилищные проблемы, на втором – вопросы опекунов и усыновителей, а на третьем – проблемы детей, имеющих родителей, забывших о своих обязанностях.
– У нас большое количество неисполненных алиментных обязательств. Вопрос стоит крайне остро уже несколько лет. Поэтому в нынешнем году запланирован совместный прием с главным судебным приставом по вопросам алиментов граждан, – сказала Маргарита Павлова.
Магнитогорцев, пришедших на прием, по большей части волновали те же вопросы: жилье для несовершеннолетних, проблемы опекунов и попечителей, помощь больным детям. На прием к уполномоченному записалось более двадцати человек. С половиной из них пообщалась сама омбудсмен, с другими – ее помощники. Все шли к уполномоченному по правам ребенка, что называется, с последней надеждой быть услышанными и получить помощь.
У Андрея Степановича на иждивении двое внуков. Один мальчик учится в колледже, другой – школьник, запросы у них посерьезнее, чем у малышей. Ветеран вынужден содержать внуков на свою пенсию.
– Я в войну мороженную картошку ел, но выжил. Тогда для детей все было бесплатно – учебники, занятия в кружках. А сегодня все так дорого! – сетовал Андрей Степанович. – Мне одному не потянуть. Родители от детей отказались, не работают. Помогите, мне надо поднять ребят на ноги, чтобы они не пошли «по плохой дороге».
Дело в том, что проситель имеет статус «попечителя», а не «опекуна», поэтому пособие на внуков ему не положено. Много месяцев он пытается добиться опекунства, но из-за волокиты решение вопроса затягивается. Уполномоченная обещала разобраться и ускорить процесс получения опекунства.
У Алены Алексеевны другая беда – ее ребенку нужен слуховой аппарат, причем на каждое ухо. Диагноз «нейросенсорная, то есть врожденная тугоухость» мальчику поставили в прошлом году, когда ему исполнилось пять лет. В специализированный садик ребенок не ходит – часто болеет, а восприятие звуков ставить надо, иначе речь не разовьется. Однако каждый из таких аппаратов стоит двадцать пять тысяч рублей – итого пятьдесят тысяч, для матери-одиночки сумма очень большая. Куда только женщина не обращалась за помощью, везде получала отказ. Дошла до «высоких начальников», в результате министерство социальных отношений Челябинской области прислало мальчику вместо слуховых аппаратов почему-то цифровой сигнализатор звука, который заменяет звонок в квартире. Одна надежда теперь – на детского омбудсмена. Маргарита Павлова заверила, что без помощи ребенка-инвалида не оставит.
Пообещала помочь она и бабушке-опекуну троих малолетних внуков. Трагедия в семье Веры Викторовны произошла в 2011 году – зять убил ее дочку. На руках у бабушки оказались мальчики-двойняшки двух с половиной лет и их годовалый братик. Женщина постепенно начала справляться со своим горем. Но тут родители зятя-убийцы стали требовать свидания с внуками. Законное желание суд удовлетворил. Несколько лет бабушка с дедушкой, по словам Веры Викторовны, об осиротевших внуках не вспоминали. А потом заявили о своих правах. Дети на свидание со вновь обретенными бабушкой с дедушкой идти не хотят, плачут. Для них это лишнее напоминание о том страшном дне, когда не стало их мамы. Старшие мальчики помнят подробности трагедии, произошедшей на их глазах. По мнению уполномоченной, такая реакция говорит о необходимости квалифицированной психологической помощи и о пересмотре графика встреч с родственниками. Павлова пообещала также организовать для бабушки и внуков консультацию у психологов в областном центре.
Несколько обращений от магнитогорцев касались жилищного вопроса. К примеру, у Галины Владимировны сгорел дом, и она с несовершеннолетними детьми осталась на улице. Сейчас семья проживает во временном социальном жилье. Ее просьба – поспособствовать получить нормальное муниципальное жилье в числе первоочередников. А приемный родитель Светлана Петровна попросила помочь в организации летнего отдыха на льготных условиях для ее ребят. Понятно, что детский омбудсмен все вопросы как по мановению волшебной палочки не решит. Нужно понимание властей разных уровней, именно на него Павлова и надеется.
Специально ждать очередного визита в Магнитогорск уполномоченной по правам детей не обязательно, тем более что порой решение проблем не терпит отлагательств. Для этого в Ленинской районной администрации Магнитогорска работает общественная приемная. Заявления и обращения от граждан принимают в кабинете №401.
Фото Илья МОСКОВЕЦ