Как совмещать бизнес и эко-проекты без выгорания? Как социальные проекты становятся двигателем роста предпринимателя и повышением лояльности клиентов? На эти и другие вопросы магнитогорские представители малого и среднего бизнеса находили ответы на конференции, которую провел центр «Мой бизнес».
В программе уникальной встречи обсуждались вопросы взаимодействия государства и бизнеса, формирования личного бренда через социальную деятельность, экологические инициативы и способность одного человека влиять на ситуацию в городе и стране. Предприниматели делились опытом и поддерживали друг друга.
Открываешь дело? Заходи!
Открывая встречу, руководитель центра «Мой бизнес» в Магнитогорске Анна Ахметшина рассказала, какие возможности представляет предпринимателям центр. Она напомнила, что идея создания подобного многофункционального центра, где предприниматели в режиме одного окна могут получать различные меры поддержки, родилась в 2017 году в Челябинске, а затем была растиражирована на всю Россию, получив название «Мой бизнес». На данный момент в Фонде восемь профильных подразделений, оказывающих предпринимателям поддержку каждый в своем направлении.
Центр предоставляет финансовые меры поддержки: например, кредиты на развитие бизнеса по ставке от 1 до 8,5 процентов на сумму до 5 миллионов рублей и срок до 3 лет, в том числе и начинающим предпринимателям, которых ни один банк не берется кредитовать. Также «Мой бизнес» выступает в качестве поручителя при взятии кредита в банке. Есть приоритетные направления – импортозамещающие отрасли, производство быстровозводимых домов, сфера туризма, оборудование и спецтехника и др,, для которых существуют отдельные программы. Помимо прочего существует программа покупки бизнес-недвижимости, благодаря которой можно приобрести офис или производственную площадку. Оказывают помощь и самозанятым.
Также предпринимателям предоставляется ряд услуг, в том числе в подключении к электронному документообороту, создании фото и видеоматериалов, рекламы, маркировке и сертификации продукции, а самозанятым помогают в выходе на маркетплейсы и создании контента.
– Я буду очень рада, если вы окажетесь среди наших клиентов, наши менеджеры всегда готовы вам помочь, – обратилась к собравшимся предпринимателям Анна Ахметшина. – И когда вы задумаетесь в следующий раз: «Что мне нужно для развития бизнеса? Хочу ли я начать новый проект, закупить оборудование или повысить свои навыки?», с абсолютно любым вопросом, связанным с предпринимательскими целями, вы можете обращаться к нам. Если мы не сможем помочь, то, по крайней мере, подскажем, в каком направлении двигаться.
Руководитель сообщества предпринимателей «ПроЯ» индивидуальный предприниматель Алена Трофимова отметила, что всегда хорошо, когда представители бизнеса думают не только о развитии своего дела, но и социальных, экологических направлениях, при этом чувствовали себя одинокими в этом и находили сторонников. Подобные мероприятия как раз помогают делиться опытом и загораться новыми идеями.
Экология по правилам
Начальник управления охраны окружающей среды и экологического контроля администрации города Марина Зинурова рассказала собравшимся, о деятельности управления в рамках защиты экологического благополучия Магнитогорска и экопросвещения его жителей, а также взаимодействия с бизнесом. Работа управления идет в двух направлениях: проведение различных экологических акций и контрольно-надзорная деятельность при озеленении, проведении земляных работ, проверка санитарного состояния территории и др. Специалисты управления принимают превентивные меры, разъясняя тонкости законодательства, но если предприниматель продолжает его не соблюдать, приходится прибегать и к карательным функциям.
Вместе с Мариной Рамилевной предприниматели обсудили алгоритм согласований при озеленительных и агротехнических работах, как на территориях общего пользования, так и на частных. Для того, чтобы благоустроить территорию, необходимо обратться в МФЦ и получить разрешение на использование земельного участка. Во-первых, это является гарантией, что в дальнейшем на этом участке деревья будут расти без рисков, что их в какой-то момент снесут, а территорию пустят под застройку или парковку. Во-вторых, можно быть уверенным, что соблюдены все нормативы посадки, а под саженцами не находятся коммуникации, которые позже придется менять.
Также Марина Зинурова напомнила, что предприниматели обязаны принимать участие в содержании прилегающей территории, а если они планируют серьезные агротехнические мероприятия относительно деревьев (глубокая обрезка, замена), необходимо получить разрешение управления охраны окружающей среды и экологического контроля. Для этого можно отправить заявку через портал Госуслуг. Комиссия сотрудников управления выедет на место и назначит наиболее подходящие агротехнические мероприятия для каждого дерева. Городская администрация всячески приветствует участие предпринимателей в городских субботниках и других экологических акциях, помогает инициативным в их организации. Предприниматели и представители власти обсудили ряд вопросов по экопросвещению, сокращению количества пластика, сбору и утилизации бытовых отходов, в том числе – ртутных ламп. Также Марина Рамилевна призвала участников встречи вместе со своими детьми поучаствовать в проходящих прямо сейчас акции по созданию кормушек для птиц и муниципальном этапе конкурса Министерства экологии челябинской области по изготовлению новогодних подарков из вторичных ресурсов.
А что можешь ты?
Директор АНО «Поколения будущего», предприниматель Константин Николенко предложил каждому участнику встречи задаться вопросом: а что он лично может сделать, какой социальный проект организовать? Причем, не откладывая на будущее, когда разовьет свой бизнес, выплатит кредиты, станет богатым, а прямо сейчас. Сам предприниматель работает в сфере оптово-розничной торговли медикаментами, имеет пять предприятий, где работают 150 человек в Челябинской области и Башкортостане, Крыму, Запорожской области.
Социальными проектами Константин Николенко увлекся еще раньше, чем бизнесом, и более 15 лет занимается некоммерческой социальной деятельностью. Это образовательные проекты «В гостях у сказки», когда волонтеры читают книги детям из детских домов Магнитогорска, Верхнеуральска и Миасса, «Гармония знаний», в рамках которого репетиторы бесплатно занимаются математикой, физикой, русским и английским языком с детьми из многодетных и малообеспеченных семей, и «Дерево добра» – подписка на детские издания для детских домов и сельских библиотек. Это 130 тысяч саженцев, за 10 лет бесплатно розданных горожанам и организациям, акция «Зеленый лес», в ходе которой саженцы дарят первоклассникам для высадки на территории школы, проект «Арт-город», в котором волонтеры расписывают тематическими рисунками городские объекты, создание и благоустройство ряда спортивных площадок (в том числе скейт-парк возле Центрального стадиона, баскетбольные площадки города, поддержка спортивных клубов «Урал» и «Кристалл», хоккейной команды поселка Димитрова).
Константин Николенко рассказал о своих проектах и призвал собравшихся предпринимателей также активно участвовать в жизни родного города.
Наследство или наследие?
Предприниматель Юлия Левандовская, занимающаяся промышленным клинингом по всей России, также является руководителем общественной экологической организации «Зеленая лига» и председателем общественного совета при Министерстве экологии Челябинской области. Она поделилась своим опытом как создавать экологические бизнес-проекты и не пострадать от выгорания при возникающих трудностях.
В свое время Юлию вдохновила идея оказывать благотворительную помощь в уборке одиноким пожилым людям, Дому престарелых. Потом она вместе с единомышленниками стала активно участвовать в субботниках, в итоге сейчас большая часть ее социальных проектов связана с экологией. Так, в 2020 году Верхнеуральский лесхоз получил более 900 Га земли вокруг Магнитогорска для создания зеленого пояса Магнитки, который способствовал бы улучшению экологической ситуации в городе. Почти треть этих земель нуждается в высадке деревьев, однако силами лесхоза удавалось высаживать не более 2-3 Га в год – не хватает рабочих рук. Таким темпом работы шли бы более 20 лет, но на помощь пришли добровольцы, организованные Юлией Игоревной и управлением охраны окружающей среды и экологического контроля. За апрель 2024 года 800 человек высадили 100 000 саженцев сосны на 29 Га. Это были и активные горожане, и работники предприятий, которые приезжали целыми автобусами, некоторые привезли выращенные самостоятельно саженцы дубков, а кто-то попросил несколько сосенок для озеленения территории школы, предприятия, двора.
Сеянцы высаживали с закрытой корневой системой, что улучшает их приживаемость, помогло и дождливое лето – в итоге в конце августа Верхнеуральский лесхоз провел инвентаризацию: прижились 93% деревьев.
Проект запланирован на 5 лет. В 2025 году активисты планируют засадить участки общей площадью 30 Га. И такая работа на благо города и планеты, постоянное возвращение себя к истинной цели, даже если что-то не получается – настоящая профилактика выгорания, считает Юлия Левандовская.
– Я думаю, что каждый из участников сможет лет через 10-20 сказать своим детям, внукам: «Я причастен к этому великому делу. Этот лес посадил я!». Есть слова «наследство» и «наследие». Если мне останется жить неделю, что останется после меня? Горстка пепла, квартира, машина, бизнес… Но мне хотелось бы оставить что-то большее, чем материальное: не наследство, а наследие, и идея леса в этом плане мне очень нравится, – говорит она.
От человека к человеку
Директор АНО «Азия-Европа» Александр Леднев присоединился к встрече по онлайн-связи из Челябинска, где представлял свой опыт по продвижению беговой культуры в Магнитогорске на региональном форуме по развитию спорта. Он рассказал участникам конференции о своих наработках по выстраиванию экологичных и эффективных отношений между людьми, которые в итоге приводят к обретению новых связей и выстраиванию более эффективного бизнеса.
Руководитель проекта «Экофест», маркетолог Дарья Евсеева поделилась своим опытом создания большого городского фестиваля, объединившего идеей экологии предпринимателей, занимающихся экопитанием и косметикой, обучением, оказанием оздоровительных услуг, спортсменов, сторонников здорового и осознанного образа жизни. Она рассказала о том, как активно помогали в его организации неравнодушные магнитогорцы, волонтеры и какое большое сообщество сложилось вокруг проекта. За эти годы сфера форума расширилась, но осталась главная цель – просвещение горожан о том, как можно жить в гармонии природы и с собой и как важно сохранить планету для наших детей. Организаторы снимают интервью с лидерами мнений, рассказывающими об экологии, да и сама эта конференция – тоже часть проекта «Экофест».
– Наша задача в том, чтобы люди находили между собой взаимодействие, открывали новые проекты, совмещая коммерческое и социальное, – отметила Дарья. – Предприниматель имеет влияние на общество, в котором живет. Это лидеры мнений, особенно в небольшом городе. И это объединение очень важно сейчас.
Она напомнила, что сейчас во многих крупных компаниях есть отделы, занимающиеся экологическими и социальными вопросами, и начинающим предпринимателям при создании своего личного бренда будет полезно применять этот опыт, создавать и поддерживать социальные проекты, что в свою очередь приведет к уважительному отношению клиентов. Чтобы увеличить экологичность бизнеса, Дарья предложила переход на электронные чеки, отказ от пластиковых пакетов, а каждому участнику встречи – начать с себя: быть осознанным потребителем, сортировать мусор, делать другие маленькие шаги к чистоте планеты.
– Город стал чище, облагораживается, управление экологии проводит много интересных акций, в том числе по озеленению, но многое зависит и от культуры жителей. И мы воспитываем эту культуру в наших детях. Есть объединение предпринимателей, которые активно участвуют в социальных проектах, хочется, чтобы и другие представители сферы бизнеса присоединились к ним и приносили пользу общества, – констатировала Дарья Евсеева и пригласила всех на Экофест-2025, который состоится в июне следующего года.
Все спикеры получили от организаторов Экофеста небольшие подарки – экологичные авоськи для походов в магазин с яблоками – как символ здорового питания. В завершение конференции предприниматели смогли рассказать о себе и найти новых партнеров.
Похожие материалы
Фото Динара ВОРОНЦОВА