Куда добровольных помощников полиции заведёт закон «Об участии граждан в обеспечении правопорядка»?
Четвертого апреля закон РФ о формировании добровольных народных дружин вступил в силу.
Законодательная основа заложена, но до конкретных результатов еще очень далеко. Помимо основного закона должны появиться дополнительные акты, именно они станут регулировать отношения муниципалитетов, правоохранительных органов и так называемых добровольных дружинников.
Чем будут отличаться нынешние помощники полиции от дружинников предыдущего формата – представителей ДНД? Прежде всего, формой. Депутаты Госдумы настаивают на том, чтобы граждане, которые начнут патрулировать города и села, выделялись среди прочих. Но даже если переходный период затянется на долгие годы и обеспечение форменной одеждой окажется непосильной ношей для муниципалитетов (у нас сегодня еще не все сотрудники полиции получили форму нового образца), то уж повязку с надписью «Народный дружинник» добровольные стражи правопорядка иметь обязаны. Полагается им также специальное удостоверение (образец схож с тем, что имели представители ДНД в советские времена). И самое главное – теперь дружинник будет получать материальное вознаграждение (в случае поимки преступника) и десять дополнительных дней к отпуску, правда, без оплаты (в Советском Союзе дежурство приравнивалось к рабочей смене и к отпуску полагались плюсом три оплачиваемых дня).
Изменен и способ подбора граждан для участия в добровольческих формированиях. Теперь это будут действительно лучшие из лучших. А как иначе назвать кандидата на право зваться дружинником, если он должен иметь отменное здоровье (медосмотр придется проходить по той же схеме, что проходят и сотрудники полиции, а это значит, что автоматически из дружин выбывают наиболее активные люди – пенсионеры). Претендент не может иметь взыскания за административные правонарушения, наложенные судом в течение года (водители-нарушители сразу же отметаются из состава дружин). Естественно, вообще реноме должно быть кристально чистым – никаких судимостей, уголовных преступлений, никакого учета в психоневрологическом, наркологическом диспансерах. Дружинник имеет право только при наличии рядом сотрудника полиции принимать участие в проверке документов, досмотре, охране правопорядка в ходе массовых мероприятий. Этим сфера полномочий народного дружинника ограничивается законодательно.
Такая мера предусматривается при проведении инструктажей с добровольцами, данные которых будут внесены в региональный реестр. Кстати, создание регионального реестра по дружинникам – отдельная тема. Обязанность по комплектации списка кандидатур возложат на областные управления внутренних дел, а вот как именно будет формироваться документ, пока еще никто не знает.
Тем не менее прошедшие жесткий отбор граждане, облаченные в форму и при наличии нарукавных повязок, в сопровождении сотрудника полиции будут выходить в патруль в соответствии с разработанными УМВД графиками дежурств. Какие территории подпадут под пристальное внимание «народников», руководство подразделений общественной безопасности полиции будет решать совместно с муниципальными органами власти. Не исключено, что действовать дружины станут на основе данных, которые предоставят комитеты территориального самоуправления, ведь их члены работают в «поле», и именно им как нельзя лучше известна реальная обстановка в микрорайонах. Правда, с учетом изложенных выше требований, например, к состоянию здоровья, представители КТОСов вряд ли окажутся в рядах дружинников, но вот принимать участие в работе «народников» в качестве членов общественного совета смогут вполне успешно.
В то время как на улицы придется отправиться тем, кто в соответствии с нормами закона оказался «в сухом остатке» – небольшой горстке абсолютно здоровых морально и физически людей в возрасте от 18 до 45 лет: студентам, служащим, рабочим. Отважатся ли они выйти на улицы – большой вопрос…