Магнитогорские пенсионеры не могут смириться с повышением стоимости услуг социальных работников
Для одиноких и беспомощных пожилых людей приход соцработника имеет огромное значение.
И те, кто работает в сфере социальной защиты населения, испытывают не только физическую нагрузку, доставляя продукты или лекарства, но и нагрузку эмоциональную – с каждым подопечным нужно поговорить, одарить душевным теплом. Однако согласно постановлениям правительства Челябинской области комплексные центры социального обслуживания населения начали вводить плату за обслуживание на дому по утвержденным тарифам.
– Этот процесс проходил болезненно. Пожилым людям, которые выросли в иную эпоху, трудно смириться с мыслью, что уход за ними может быть платным, – говорит заведующая отделением надомного обслуживания Галина Лотоцкая. – Поэтому очередное повышение цен с нового года для некоторых клиентов центра стало поводом для расстройств.
Одинокий пенсионер, инвалид II группы, ветеран Великой Отечественной войны и труда Александр Силин прислал в нашу редакцию открытое письмо на имя главы города, где призывает Евгения Тефтелева обратить внимание на проблему. «Почему для челябинских стариков услуги предоставляются бесплатно? – пишет участник войны. – А у нас покупка и доставка продуктов с нового года стоит в месяц уже 216 рублей 62 копейки, оплата квитанций – 72 рубля 21 копейку, выброс мусора – 26 рублей. Говорить об этом смешно и горько. Вы можете сыграть в этом направлении определенную роль и поддержать ветеранов войны и труда, нас осталось совсем мало».
– Александр Иванович Силин – не единственный, кто возмущен очередным повышением цен на наши услуги, – комментирует Лотоцкая. – Но не мы диктуем правила, и даже не городские власти. У нас нет достоверной информации по Челябинску, и я не знаю, из каких источников там комплексные центры покрывают расходы
на обслуживание своих подопечных.
Мы работаем на основании законов Челябинской области, в которых четко и ясно прописано, кому бесплатно оказываются социальные услуги. Это те, у кого размер среднедушевого дохода ниже прожиточного минимума, установленного по Челябинской области (сегодня он составляет шесть тысяч два рубля). Для всех остальных услуги оказывают согласно тарифам, разработанным и утвержденным областным правительством. Для того, чтобы социальный работник принес два раза в неделю продукты, промтовары, лекарства, оплатил коммунальные услуги, по договору пенсионер должен заплатить максимум 324 рубля
за месяц. Много или мало, считайте сами. Но попробуйте такие расценки найти в любой частной фирме, оказывающей подобные услуги! Что касается повышения цен, на что так болезненно реагируют наши уважаемые клиенты, то и тут мы ничего сами не придумали. Расценки на платные социальные услуги установлены в процентном соотношении от базовой части трудовой пенсии, которая повысилась. Соответственно, теперь за каждую услугу цена тоже повысилась на несколько рублей.
По словам социальных работников, с нового года изменились не только расценки,
но и требования к предоставлению услуг. Работа будет строиться только в рамках заключенного договора. Если он заключен на доставку продуктов питания, то будут доставляться только продукты питания. Доставка лекарств, оплата «коммуналки», оказание какой-либо другой услуги может производиться по заключенному с клиентом дополнительному соглашению разово.
– Мы просим у наших пенсионеров понимания, – говорит заведующая отделением надомного обслуживания. – Случалось, что клиент, заключая договор на одну услугу, получал от социального работника три. Просто просили помочь, а соцработники по доброте душевной не могли отказать.
В итоге выходило, что соцработник, на самом деле «крутясь» по заказу своих подопечных целый день, по документам не имел полной занятости и вынужден был брать на обслуживание еще пенсионеров, в итоге физически изматывался и ничего не успевал. Поэтому с нового года введен строгий учет выполненных согласно договору работ. К сожалению, не всем пенсионерам такая мера пришлась по вкусу. Люди восприняли ее болезненно. Мы готовы идти навстречу каждому, но в рамках правового поля.
Сегодня комплексные центры социального обслуживания населения оказывают следующие услуги: покупка и доставка продуктов питания и промтоваров, лекарств и бытовой химии, оплата услуг ЖКУ, сопровождение в поликлинику, помощь при приготовлении пищи. Каждая услуга стоит в месяц от 18 до 216 рублей. Социальные работники считают, что это не высокая плата. Однако, говоря о переменах, Александр Силин и другие ветераны войны и труда говорят не столько о деньгах, сколько об отношении в целом. «Почему мы, поколение освободителей, не заслужили право обслуживаться в социальных центрах бесплатно, когда стали совсем старыми и беспомощными?» – задают они вопрос.
– К сожалению, ветераны войны не входят в категорию бесплатников, – отвечают
в отделении надомного обслуживания, – так как имеют среднедушевой доход выше прожиточного минимума. Мы на нашем уровне не можем решить вопрос предоставления льготного обслуживания. Был бы такой закон, мы бы делали это с удовольствием.
Фото Фото из архива редакции