То, что гуманитарное образование ныне не в почете, серьезно беспокоит специалистов
Наша страна имеет, по признанию ученых многих развитых стран, один из самых высоких в мире уровней образования, доставшийся нам в наследство.
Это сегодня один из реша-ющих факторов экономического роста. К сожалению, за последние пятнадцать-двадцать лет в системе российского образования накопилось множество проблем, ставящих под угрозу сохранение его высокого потенциала. Самые серьезные из них –
в гуманитарной сфере.
Не случайно по этому поводу ученые бьют тревогу. По их мнению, подготовку специ-алистов нельзя осуществить без гуманитарной составля-
ющей. Выражают серьезную озабоченность даже ученые, традиционно работающие в технических вузах. Дело в том, что в рамках реформы образования, которая проводится сегодня, сокращены учебные часы, отведенные на гуманитарные предметы, причем не только в вузах, но и в колледжах и школах.
Как быть в такой ситуации преподавателю, в чем состоит новый подход к обучению – эти проблемы обсуждались на прошедшем в Магнитогорском техническом университете научном семинаре «Трансформация статуса российского образования». Ученые задавались вопросами, на которые сами же пытались найти ответ: существует ли идеологическая составляющая образования, в чем она заключается? В чем смысл гуманизации современного образования? Как сохранить русскую культуру через подготовку специалистов? Зло или добро несет медиа-реальность? Как повысить статус гуманитарных дисциплин в техническом вузе? В чем опасность технократизации сознания студентов? Говорили и о трансформации нравственной культуры в современной России, о толерантности.
Открыла семинар его организатор, заведующая кафедрой философии, доктор философских наук Вера Жилина. Она отметила:
– Вузу пришло время обратить внимание на ту реальность, которая существует сейчас, и готовить тех специалистов, которые будут востребованы в современном российском обществе.
Выход из сложной ситуации Жилина видит в возвращении престижа науки и образования. Как это сделать – вопрос, ответить на который, по мнению собравшихся, призваны не столько преподаватели вузов, колледжей и школ, сколько представители верхних эшелонов власти.
Ученые были единогласны: как можно помочь студентам сформировать толерантность через расширение мировоззрения, если преподавателям вузов не дают возможности этого сделать, сократив часы на гуманитарные предметы? Такие науки сегодня не входят в госзаказ, а потому у учащихся вузов резко сократились возможности научиться правильно выражать свои мысли на русском языке, расширять кругозор, воспитывать в себе необходимые коммуникативные навыки.
С другой стороны, если молодые люди не будут достаточно толерантны друг к другу, если их не научат договариваться, то это – опасная тенденция современного общества. Где, как не в учебном заведении, должны этому учить?
Еще одна проблема, о которой шла речь на семинаре: нынешний образовательный стандарт ориентирован на увеличение доли самостоятельной работы студентов. Интернет предоставляет огромный объем информации, однако главная задача – критически отобрать ее. Сможет ли студент сделать это без помощи преподавателя?
Под конец встречи разгорелась дискуссия на тему «пути решения проблемы». Вопрос остался открытым…