Многие работники подозревают коллег в слежке за ними
Хотя 50 процентов из них в этом не уверены.
Каждый десятый шпионил за коллегами по собственной инициативе: с целью выявления воровства, в поисках единомышленников или от нечего делать, пишет «Российская газета» со ссылкой на данные исследовательского центра портала Работа@Mail.Ru. Почти каждый четвертый признался, что шпионил по просьбе своего руководителя. А девять процентов работников готовы следить за коллегами ради продвижения по службе.
– Согласно данным нашего опроса, доложить руководству о неэтичном поступке коллеги готова половина работников, – комментирует руководитель исследовательского центра портала Superjob.ru Наталья Голованова. – Непростая ситуация складывается тогда, когда кто-то из коллег сливает ценную для компании информацию конкурентам. По закону (статья 21 Трудового кодекса РФ) работник обязан сообщать руководителю о подобной ситуации.
Но, как видим, 50 процентов опрошенных к этому не готовы.
– Практика негласного присмотра за сотрудниками распространена на наших предприятиях, – считает генеральный директор кадрового агентства «Аспект» Людмила Зимина. – Но ведь порой работодатели сами дают объявление о найме на работу менеджеров по продажам с обязательным условием «со своей клиентской базой». А где ее взять, как не на предыдущем месте работы?
Есть побудительные факторы к «шпионажу» на рабочем месте и в трудовом законодательстве. Если сотрудник плохо выполняет свои обязанности, опаздывает или прогуливает, руководителям приходится документировать такие проступки, иначе уволить его сложно. Так возникают «пожелания» руководства больше знать о нерадивом работнике. Одни руководители опираются на более лояльных сотрудников, другие создают отделы безопасности, которые выполняют эти функции в числе прочих, ставят системы наблюдения
за работниками.
Так, в частных клиниках нередко стоит видеокамера над каждым рабочим местом. Официальное объяснение – чтобы врачи соблюдали санитарно-гигиенические правила. На деле владельцы бизнеса следят, чтобы врачи не принимали пациентов за деньги «в карман».
В некоторых крупных компаниях жестко регламентируют время перерывов, запрещают сотрудникам одних департаментов общаться с коллегами из других, пользоваться личной электронной почтой на работе во избежание утечки информации…
В развитых странах системы наблюдения за сотрудниками и взаимной слежки и «стукачества» еще более распространены, там «лояльность» поощряется – сотрудник, «разоблачивший» коллегу, может рассчитывать на благосклонность руководства.
– В Японии мне пришлось побывать в крупной компании, где видеокамеры наблюдения за персоналом стоят даже в коридорах, – рассказывает Людмила Зимина. – И если идущий по коридору сотрудник не проходит мимо них в строго регламентируемое время, к нему возникают вопросы – где задержался и с кем в это время общался?