Что едят пауки-птицееды, где у улитки глазки, и почему ящерица отбрасывает хвост?
С необычными домашними животными познакомила детей на занятии в живом уголке кружка «Юный натуралист» Центра детского творчества Орджоникидзевского района Ирина Кудиярова.
Нынче сюда пришли дошколята средней группы. Для них – необычный урок. Какие бывают домашние животные, они
уже знают. Без ошибок могут отличить фигурку барана от лошади, свинью от коровы. Они уже знают, что кошки и собаки тоже называются домашними животными. Но педагог дополнительного образования Ирина Юрьевна припасла для малышей рассказ о совсем необычных питомцах:
о хомячках, черепахах, морских свинках и прочих созданиях, которых люди заводят у себя дома. Во все глаза дети рассматривали ползущих по столу гигантских рогатых улиток, восхищались лохматостью страшного паука-птицееда и путали пятнистую ящерицу эублефара с крокодилом. И самое веселое – кормили потом яблоками и тыквой кролика, мышек и пищащих от нетерпения морских свинок.
– Им непременно хочется пощупать, испытать на прочность животных, – говорит педагог. – Они еще не понимают хрупкости окружающих существ, поэтому нужно учить ребят с самого раннего возраста любить животных и бережно к ним относиться. Современные городские дети зачастую лишены возможности общаться с живой природой. Они ни разу не видели живьем корову, лошадь, курицу. А общение напрямую с животными будит в детях интерес к природе, они хотят узнавать все больше и больше, ухаживая за маленькими мышками и хомяками, учатся ответственному отношению ко всему живому.
В центр детского творчества Ирина Кудиярова пришла в 1995 году. Она всегда мечтала быть директором зоопарка. Но получила большее – и зоопарк, и восторженные глаза детей, которые приходят в кружок. Подобные ознакомительные занятия с детьми младшего возраста в кружке проводятся регулярно, а вот школьники занимаются более серьезной деятельностью. Они не только ухаживают за живым уголком, кормят зверушек и чистят клетки, но и пишут настоящие научные работы. Они наблюдают, исследуют, делают выводы, а потом их труды педагоги публикуют в научных сборниках. Три года подряд ребята, занимающиеся в кружке, получали дипломы первой степени Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» за работы по эколого-биологическому направлению, написанные под руководством педагога.
Но развивая у детей интерес к живому миру, педагоги дополнительного образования ставят перед собой и более масштабные задачи. Считается, что заботясь о малых зверьках, о собаке, о котенке, которого подобрали на улице, дети и подростки психологически настраиваются на созидание, принимают активную жизненную позицию по сохранению окружающей среды.
Однако как бы ни старались учителя, лучшим примером для каждого ребенка остаются его родители. Если мама и папа сами не уважают природу, губят растения, разбрасывают мусор, то о воспитании у ребенка бережного отношения к природе говорить сложно.
– Важно, чтобы с раннего детства ребенок понимал, что даже самое маленькое существо достойно жизни, – говорит Ирина Кудиярова. – Детей нужно постепенно знакомить с природой, с растениями и животными, с птицами и насекомыми. Сначала
в этом помогут книги с красочными картинками, мультфильмы. Но самый лучший способ привить любовь к природе – это «подружить» ребенка с ней. Чем мы и занимаемся.
Фото Динара ВОРОНЦОВА
Очень интересная и познавательная статья.