Декоративно-прикладное искусство не знает границ
Как научить ребенка видеть художественную ценность предметов? Этому был посвящен научно-творческий день в Магнитогорской картинной галерее.
В одно большое полотно сплели организаторы различные формы работы – научно-практическую конференцию, презентацию новых книг, мастер-классы, завершившиеся просмотром новой выставки «Текстильные идеи». Она была составлена в основном из экзаменационных работ студентов художественно-графического факультета, изобразительного искусства и дизайна и технологического факультетов МаГУ.
Организатор выставки, профессор кафедры «Дизайн и конструирование изделий легкой промышленности» технологического факультета Римма Гильман напомнила о связи педагогики, творчества
и искусства, передавая слово гостям из Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии – профессору кафедры художественного образования Валерии Шульгиной и доценту Нине Буткевич.
– Еще студенткой я занялась искусствометрией. Образцами для моих структурных изысканий стали иконы и гравюры Альбрехта Дюрера. Изучив работу Флавенского «Иконостас», книги Лотмана, я пришла к своей концепции модульной композиции с применением таких понятий, как комбинаторика, симметрия, равновесие, золотое сечение, – объяснила суть своей системы Валерия Шульгина. – Выходя из стен вуза и научившись основам художественного творчества, студент порой не знает, что сказать миру. А вот при условии овладения структурными модулями идеи, варианты интерпретаций растут как на дрожжах.
Я обучаю будущих художников задавать формат картины в пространство. Валерия Валентиновна даже вывела свою «математическую формулу», где слагаемые из трех «К» (концепция, композиция и качество исполнения) дают в сумме ХП (художественное произведение). Выяснилось, что даже лоскутное одеяло должно иметь свою структуру и симметрию. Наглядным подтверждением теории, выработанной профессорами от дизайна, стала выставка «Текстильные идеи».
От имени главы городской администрации торжественную часть открыла главный специалист управления экономики городской администрации Анна Сальникова:
– Прикладное искусство стало неотъемлемым элементом нашей жизни. Уметь красиво одеваться, создавать уют в доме, сделать из мотка ниток или лоскутка ткани настоящий шедевр – это ли не достоинство современной женщины или мужчины-дизайнера? У традиций текстильного искусства все время открываются новые горизонты, что подтверждает и сегодняшняя экспозиция.
Вниманию собравшихся были представлены две авангардные коллекции выпускников МаГУ «Инверсия» и «Девушка из будущего», получившие «Гран-при» на фестивалях моды «Первый полет». Интеллектуальность работ Риммы Гильман и ее учеников отметили заведующая кафедрой «Дизайн и конструирование изделий легкой промышленности» технологического факультета Валерия Ячменева, декан факультета Александр Норец, профессор кафедры «Живопись» ФИИД Борис Гагарин.
На выставке было несколько изделий самой Риммы Акимовны, в их числе свободная роспись по шелку «Осенний этюд». Ее учениками подготовлены проекты художественного текстиля для оформления салона современного авто, решения орнаментальной композиции, трансформации исследования эскизного проектирования из улитки и другие работы. Зрители останавливались перед «Уральскими мотивами» в батике (руководитель – Ирина Калинина), «Земля уральская» (руководитель – член Союза художников России Олег Базылев), текстильной аппликацией «Лав стори» из джинсовой серии учеников заслуженного художника России Константина Черепанова. Гости из Нижнего Тагила привезли текстильную графику в технике «Изонить», триптих из серии декоративной композиции «Цветущее древо», орнаментальные композиции, а также рисунки семилетней девочки из Черноисточинской ДШИ Анфисы Соколовой. Дети из дома-интерната «Семья» вместе с педагогом Нели Горшковой стали участниками мастер-класса по модульной композиции.
Выставку «Текстильные идеи» в картинной галерее смогут в течение месяца увидеть все, кто захочет обогатиться какими-то технологиями и художественными образами. Но главное, как заметила Римма Гильман, чтобы декоративно-прикладное искусство жило и развивалось. Чтобы художники не теряли свой карандаш или кисть, а рукодельницы натягивали шелк на подрамник и умели рисовать все, что нас окружает.
Фото Елена ПАВЕЛИНА