Возвращая в магазин бракованный товар, не забудьте взять паспорт
Бывает, что в спорных ситуациях покупатель не всегда прав.
Сегодня торговля предлагает огромное количество товара по очень разным ценам – глаза разбегаются. Совершить покупку можно на рынке, в специализированных точках, бутиках, сетевых магазинах – все зависит от пристрастий и кошелька. Нередко предлагаются очень выгодные условия: скидки, «вторая пара – в полцены», аксессуары в подарок и так далее. Конечно, нужно учитывать, что дешевизна и «шоколадные предложения», как правило, могут таить подводные камни в виде не слишком хорошего качества. В магазинах это понимают: система возврата брака там давно отработана.
Еще одна пара босоножек в гардеробе женщины не бывает лишней. Но Марина Рещикова никак не ожидала, что ее новая обувь начнет рваться на второй день носки. Покупая босоножки, она с пристрастием рассмотрела, чтобы все ремешки были пришиты крепко-накрепко. Они и держались, зато трескаться начала вклеенная стелька, создавая дискомфорт и натирая подошву. Естественно, Марина отправилась возвращать обувь. В магазине спорить не стали – согласились вернуть деньги. Но попросили предъявить паспорт.
– А зачем вам он? – резонно задала вопрос покупательница. – Ведь, когда я приобретала босоножки, вы с меня паспорт не требовали. Более того, наша сделка подтверждается чеком, который я вам предъявила, – это и есть, согласно закону «О защите прав потребителей», наш с вами договор. Иное дело, если бы возврат оформлялся за покупку, сделанную по безналичному расчету, пластиковой карточке. А если товар был куплен за наличные деньги, ваши требования мне кажутся неправильными. Где гарантия, что мои данные из паспорта не будут в дальнейшем использоваться для плохих дел (подселение «левых» людей в квартиру, получение кредитов)?
Продавец-консультант настаивала
на своем, Марина спорить не стала: в конце концов, девушка за прилавком всего лишь исполнитель – не она диктует правила. Пришлось, чтобы получить обратно свои деньги, возвращаться домой за паспортом.
Но, списав данные с документа, сотрудник магазина попросила назвать номер контактного телефона.
– А это-то вам зачем? – уже не на шутку возмутилась покупательница. – Я с вами контактировать не собираюсь, а давать кому-то повод для очередных рассылок спама не желаю.
Вечером, рассказывая об этом происшествии подруге, узнала от собеседницы, что это достаточно распространенная практика, особенно в сетевых торговых точках. И услышала, как подруга однажды ездила домой за паспортом, чтобы обменять блузку одного размера на другой.
Как объяснили нам в Объединении защиты прав потребителей, требование предъявить паспорт при возврате бракованного товара закономерно. Оформление возврата товара покупателем определено письмом Центробанка от 04.10. 1993 г. №18 «Об утверждении порядка ведения кассовых операций в РФ».
Возвращая деньги, магазин проводит операцию возврата через расходный кассовый ордер. Там обязательно указываются паспортные данные получателя денег. Эта форма утверждена и проверяется налоговой инспекцией, так как сумма, указанная в ордере, вычитается из налогооблагаемой базы.
Другое дело, если вы вернули товар в день покупки. Поскольку выданный кассовый чек можно аннулировать в день продажи, пока не закрыта касса, то письменное заявление от потребителя в этом случае не требуется. А значит, паспорт с вас не спросят.
Что касается требования назвать сотовый телефон, то это уже чистая «отсебятина» торговой точки, не подкрепленная никакими правоустанавливающими документами. Скорее всего, его спрашивают для дальнейшей возможности связаться с вами в случае проведения каких-либо акций. Называть номер своего телефона или нет – ваше личное дело.
А вот ситуация с обменом товара несколько иная. Согласно статье 25 Закона «О защите прав потребителей» покупатель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. На это у нас есть две недели. Главное, чтобы покупка имела торговый вид, сохранила потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, имелся товарный, кассовый чек. Хотя отсутствие чека или другого подтверждающего оплату товара документа не лишает права обмена, если есть возможность предоставить свидетельские показания, что товар был приобретен именно здесь. Паспорт при обмене товара не требуется, и если с вас его спрашивают – смело отказывайтесь, ссылаясь все на ту же статью №25 федерального закона.