Россия. Потрясения на мировом рынке не обойдут стороной и простое население. Однако эксперты убеждены, что поводов для паники нет.
На фоне обвала нефтяных котировок сильно потерял свои позиции и российский рубль. Напомним, что утром 9 марта цена на нефть марки Brent рухнула на 25% и составила 31,3 доллара за баррель – это рекордное снижение с февраля 2016 года. Как мы сообщали ранее, причиной тому стал разрыв сделки ОПЕК+, ограничивающая объём добычи «чёрного золота». Это ещё раз подтверждает прямую зависимость рубля от нефти, вопреки всем заявлениям министра финансов.
О себе в очередной раз напоминает и пандемия коронавируса, которая привела к значительному падению спроса на топливо – прежде всего со стороны авиакомпаний, что влечёт к убыткам и перевозчиков, и пассажиров, и всей туристической отрасли. Спрос падает и из-за наиболее пострадавшего Китая, вынужденного останавливать свои производства.
Эксперты не исключают продолжения пикирования нефтяных котировок. В таких условиях рубль остаётся наиболее уязвимым, и укрепить его смогут только финансовые мероприятия властей. Для стабилизации ситуации Центральный Банк РФ уже начал упреждающую продажу иностранной валюты. Наготове и резервы Фонда национального благосостояния.
«Действительно, падение цен на нефть — это не очень хорошо, так как более 30% ВВП страны зависит от нефти, – отметил директор института финансов и права УрГЭУ Максим Марамыгин. – Но не будем забывать, что у нас есть неплохие накопления валюты от высоких цен на нефть. Министерство финансов РФ и правительство РФ много ругали за то, что при планировании бюджета они закладывали очень низкую цену на нефть. Но в результате такой политики правительство формировало сверхплановые доходы».
Ситуация на мировом рынке ведёт к риску роста цен на товары общественного потребления. Так, уже можно констатировать, что незначительно подорожают бытовая техника и фармацевтика. По данным газеты «Известия», зарубежные товары, ввозимые в Россию, на фоне резкого падения курса рубля и влияния коронавируса на экономику могут подорожать в диапазоне 10-35%, а те, что выпускают международные компании внутри страны, — максимум на 10%. Аналитики не исключают и роста цен на детские товары, одежду и обувь.
Можно ожидать и повышения цен на автомобильном рынке. Причём пострадают не только желающие приобрести иномарки. Не останется в стороне и российский концерн «АвтоВАЗ», производство которого напрямую зависит от импортных комплектующих.
«Позитивные перспективы развития ситуации с падением цен на нефть уже можно спрогнозировать, ведь ситуация с коронавирусом в Китае стабилизируется, – добавил Максим Марамыгин. – Количество выздоровевших выше, чем заболевших и скоро трудовые коллективы в некоторых провинциях Китая выйдут на работу. Это значит, что будет возрастать потребность в металле, нефти, газе и традиционных предметов экспорте, которые касаются нашей страны. К маю ситуация с Китаем на базовом уровне должна окончательно стабилизироваться».
Менее печально обстоят дела на рынке продовольствия. Стоит признать позитивный эффект импортозамещения, особенно в сельхозпродукции. Благодаря этому рост цен на продукты питания ожидается минимальным.
Оптимистичный прогноз эксперта касается и цен на бензин. По мнению Максима Марамыгина, цены на наших заправках регулируются правительством РФ из-за пошлин, которые устанавливаются для нефтяных компаний. Если правительство захочет, чтобы цены не росли, они расти не будут. Если захочет пополнить выпадающие доходы за счёт цен на бензин, цены пойдут вверх. Этот вопрос абсолютно контролируемый и регулируемый. Прямой зависимости с падением цен на нефть здесь нет.