Эта удивительная страна покоряет сердце раз и навсегда
О таком путешествии можно было только мечтать. Но мечты сбываются!
Ах, Италия!.. Кажется, в самом ее названии звучит музыка, и уже с первых минут пребывания на благодатной земле Апеннинского полуострова ты начинаешь слышать эту неповторимую волшебную мелодию буквально повсюду – в наплывающей волне Адриатического моря и в изумрудном блеске оливковых плантаций, в великолепной мощи древнеримских соборов и в манящей загадочности венецианских улочек…. O sole mio! Здесь все самое-самое: самое ласковое солнце, самая вкусная еда, самые веселые люди, самые модные магазины и самая dolce vita (сладкая жизнь). Так, по крайней мере, считают итальянцы. И с ними трудно не согласиться.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Все дороги ведут в Рим
От курортного городка Риччоне до итальянской столицы – пять часов езды. Прилетевших накануне, уставших после двух перелетов и невыспавшихся, экскурсионный автобус забирал нас из отеля затемно, ранним утром. Акклиматизация проходила в режиме автопилота – с той же скоростью, с какой менялись картинки за стеклом. Гористые склоны с выступающими из-за них очертаниями старинных замков плавно переходили в равнинные площадки с виноградными и кукурузными посадками, цветочные террасы сельских домов уступали место черепичным крышам утопающих в зелени небольших городишек, пролеты многочисленных мостов, впечатляющих размерами и размахом конструкторской мысли, сменялись комфортными для движения автобанами (проезд по которым, кстати, платный).
То и дело проносились мимо на черных авто карабинеры, а через каждые два-три километра бросались в глаза расположенные вдоль дороги «соски» (как мы их окрестили) – оранжевые столбики с надписью «SOS» для вызова служб экстренной помощи, которая может понадобиться в дороге. По всей трассе – видеокамеры, огромные электронные табло выдают необходимую информацию, в том числе и о возникающих «пробках». При виде такой наглядной заботы о тех, кто за рулем, автолюбители из числа соотечественников мысленно возвращались на дорожные просторы «нашей Раши»: молчи, грусть, молчи!
Однако народ безмолвствовал недолго: жажда познаний и присущее любому путешествию любопытство требовали конкретики, и вопросы к экскурсоводу сыпались один за одним, благо Наташа оказалась из наших. В прошлом россиянка, она живет в Риме уже два десятка лет, а потому рассказывать об Италии могла много и увлеченно. О ее истории, о людях и традициях, о древнейших памятниках архитектуры и искусства, которыми и сегодня восхищается весь мир.
Присоединились к всеобщему восхищению и мы, едва наш автобус занял свое место на парковке возле Колизея – одного из самых величественных сооружений и непререкаемых символов Рима. Колоссальный амфитеатр древности, внесенный в список чудес света еще в I веке римским поэтом Марциалом, даже несмотря на полуразрушенность и утраченную веками внешнюю красоту, поражал величием и суровой мощью. От его каменных развалин словно исходил незримый дух времени. Неспешно мы прошлись под толстыми 50-метровыми стенами грандиозного сооружения, хранящего память о гладиаторских боях и гонках на колесницах. Темные проемы амфитеатра и железные решетки над арками пугали своей загадочностью, казалось, что вот-вот на пустующую арену с грозным рычанием выбежит дикий зверь и под рев пятидесяти тысяч зрителей начнется яркое грандиозное зрелище…
Смотреть в Риме приходилось на 360 градусов: не хотелось упускать из вида ни одну архитектурную мелочь, ни единый скульптурный завиток. О том, чтобы запечатлеть на фото каждое «уно моменто», говорить и вовсе не приходится. «А это что за статуй?» – пытали мы словоохотливого гида и дружно бежали занимать выгодную позицию возле очередной скульптурной композиции. Не раз при этом испытывая настоящий шок вперемешку с щенячьим восторгом, когда вдруг та или иная каменная фигура… начинала шевелиться. Живая скульптура – явление в туристической Италии, как и во многих европейских городах, вполне распространенное: застывший с оружием в руках патриций, сложивший белоснежные крылья ангелочек или завораживающая взор бронзовая Клеопатра – в роскошных костюмах, скрытые под толстым слоем грима (как правило, это актеры), они зарабатывают себе на жизнь, часами неподвижно простаивая в местах скопления туристов. Невероятно сложное ремесло, но выглядит это куда привлекательнее, чем просто сидеть с протянутой рукой.
К слову, явить себя миру во всей красе итальянцы любят. Бытует мнение, что в свободные часы они предпочитают прогуляться – себя показать и на других посмотреть. Среди дефилирующих по итальянским городам и весям туристов всех мастей местных «аборигенов» выдают не только мелодичная речь и присущий живущим у моря отличительный загар, но и стильный гардероб с умело подобранными аксессуарами, что лишний раз словно подтверждает всемирно признанный статус страны, лидирующей в мире моды: «А я иду такая вся в Дольче Габбана…»
Наша группа между тем двигалась дальше и вскоре оказалась не только в центре древнего города – на Римском Форуме, но и в самой гуще какого-то народного праздника, очень похожего на русские гуляния – с музыкой, театрализованными представлениями и длинными торговыми рядами. По ходу экскурсии мы даже успели продегустировать многое из того, что предлагали улыбчивые «коробейники», – от разносортных сыров и копченостей до изумительных вин и сладостей. М-м-м…Вкус – спиц-фиц-ский! Вообще, что бы ни появлялось потом в нашем заграничном меню – паста, лазанья, пицца, тирамису, – все вызывало один и тот же ликующий возглас: мамма миа! Особенно поразила в одном из торговых центров вареная колбаса: огромная, сантиметров 50 в диаметре, она буквально возлежала на постаменте, дразня аппетит и порождая сиюминутное желание иметь рот до ушей. Мортаделла (так называется это гастрономическое чудо, доходящее порой до полутора метров в диаметре!) – любимое лакомство маленьких итальянцев. Да уж, только ради знаменитой итальянской кухни стоит приехать в Италию!
На ходу смакуя очередную местную вкусность, мы шли по улицам «Вечного города», где каждый булыжник, каждая колонна пропитаны духом тысячелетий, где ступали сандалии могущественных императоров… Удивительно, но эта всеохватная старина вокруг ничуть не мешает Риму оставаться вечно молодым – шумным, говорливым, веселым и жизнерадостным. Нисколько не кичась своим долгожительством и великолепием, абсолютно не постаревший духом за сотни веков, город и сегодня наслаждается жизнью, сохраняя верность озвученным еще Ювеналом предпочтениям великого Рима – «Хлеба и зрелищ!»