Магнитогорск. В Магнитогорске состоялся семинар Шалвы Амонашвили.
Знаменитый педагог, академик Российской академии образования, учёный-новатор в области гуманно-личностной психологии и педагогики, доктор психологических наук, профессор проповедует методику воспитания, направленную на личностное развитие детей, выстраивание доверительных и уважительных взаимоотношений между детьми, родителями и педагогами.
Целевой аудиторией двухдневного авторского семинара Шалвы Амонашвили «Искусство семейного воспитания. Как сотрудничать родителям и детям в век стремительных изменений?» были не только родители, бабушки и дедушки, но и педагоги – воспитатели, учителя, психологи. Программа затрагивала такие важные темы, как мотивация детей на обучение и развитие, раскрытие талантов и предназначения ребёнка, преодоление конфликтов и многие другие.
Шалва Александрович щедро делился с аудиторией методами и приемами работы над воспитанием и обучением детей, основанными на принципах гуманной педагогики, педагогики согласия. Он говорил о простых и понятных вещах, о которых, казалось бы, все мы знаем, но почему-то так редко пользуемся этими знаниями. А еще он «дорисовывал» всех, кто присутствовал на встрече, делая их добрее, мудрее, человечнее… Предлагаем вам подборку цитат из выступлений Шалвы Амонашвили, которые непременно заставят вас задуматься – о себе, о близких, о семье, о детях и их будущем.
Воспитание
Не
планируйте детей, если у вас нет ни времени, ни терпения, ни любви для них. Ибо
взросление – это ходьба над пропастью. И рядом нужен умный, мудрый взрослый.
Истинное воспитание ребенка – воспитание самих себя. Нужно увидеть проблему в
себе: я не могу воздержаться от раздражения, от гнева, когда ребенок выходит за
рамки дозволенного в моем доме. А мы сами уже воспитаны для воспитания наших
детей?
Без духовной общности воспитание не состоится.
Они – дети, они не обязаны нас понимать. А мы – взрослые, мы обязаны их понимать. Мы не хотим понять суть, природу, предназначение ребенка, у нас есть свои стандарты. Стандарты нужны, чтобы космические корабли состыковать – без стандарта этого не произойдет. А люди не должны быть никоим образом по стандартам сделаны – мы тогда все будем одинаковые. Кому нужны стандартные люди, стандартное общество? Вам нужны ваши дети стандартизированными? Как спасти своего ребенка, чтобы он в этом стандартизированном мире все равно состоялся как личность?
Не нашу волю надо навязывать детям, а помочь им проявить свою волю.
Человек без смысла жизни не сможет успешно воспитывать своих детей. Смысл жизни – это мы сами, совершенствование своего характера, своего духовного мира, внутреннего мира, своих отношений с людьми.
Душа ребенка нуждается в настраивании. Вкладывайте чувства в ваши слова.
Воспитание – это не обучающий процесс, оно идет через душу, через сердце.
Настолько мощным должно быть семейное воспитание, чтобы ребенок был защищен от хамской среды.
Просите прощения, если оскорбили ребенка, следите за своей речью, иначе потеряете доверие ребенка, и он для вас станет необучаемым.
Мы воспитываем достойных людей не для мира, а для того, чтобы наш разум, наша душа стали лучше.
Недостаточно любить ребенка, надо любить жизнь с ребенком.
Опоздаешь в воспитании ребенка – опоздаешь по жизни везде.
Дети – наша мастерская, проверка нашей человечности.
Методы воспитания
Романтика воспитания
Романтик
любит жизнь. Если он где-то находится, жизнь вокруг него начинает кипеть.
Романтик очень смелый, умеет рисковать. Кто не умеет рисковать, тот рискует в
воспитании детей. Романтик устремлен в будущее. Ему не достаточно того, что
сейчас происходит. Дети должны быть не осторожными, а умными. Они из будущего
перетягивают лучшие образы, лучшие ожидания в сегодня. Романтик верит в то, что
творит. Дети – все романтики. Будьте друзьями для ваших детей – ваши дети
должны быть первыми друзьями для вас.
Письма ребенку из комнаты в комнату, написанные от руки
Никаких упреков и нравоучений, тон письма должен смягчить сердце ребенка («Помоги мне, пожалуйста», «Как мы можем решить эту задачу?»). Не говорите о том, что он сделал, а говорите о том, в каком состоянии вы оказались в это время. Проявите в своем письме исключительную искренность. Пусть слезы матери капают на эту страницу. Станьте любимыми для ваших детей, и тогда одно ваше слово станет преобразующим. «Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня, я не такой. Но ты люби, и я постараюсь стать лучше самого себя».
Дорисовывание
Дорисовывайте вашего ребенка. Если в нем нет доброты, я накладываю краски доброты и восхищаюсь этим, как будто в нем это есть. Педагогика – это искусство.
Мы вынуждены менять отношение к нашим детям, чтобы защитить их от насилия. Дорисовывайте друг друга. Для жены муж – первый ребенок, его надо воспитывать.
Самый сильный пол – это женщины, они не знают страха. Дорисовывайте своих близких, соседей, друзей… Мы не любим друг друга, мы любим свое воображение друг о друге.
Учитывая образ о себе у своего партнера и стараясь вырасти и перерасти его, мы взращиваем любовь.
Развитие
Развитие ребенка происходит только в условиях преодоления трудностей. Ребенок приобретает ту силу, что преодолевает. Трудности, которые мы предлагаем ребенку в процессе его целенаправленного развития, должны превосходить возможности ребенка. Преодолеет он их с нашей помощью, в сотрудничестве с нами.
Чтобы помочь ребенку развиваться, нужно зародить лучший образ в себе о ребенке.
«Я не ломаю игрушку, это вам кажется, что ломаю ее, ибо не знаете меня. Но я разбираю ее, чтобы заглянуть вовнутрь, узнать, как она устроена. Я исследую игрушку и хочу использовать ее по-своему. Это свое я принес с собой, в нем нечто новое, что вам не известно. Мне нужно набраться опыта, чтобы спустя годы проявить себя, утвердить свое. Меня не интересует игрушка, и не хочу знать, сколько она стоит. Но то, к чему влечет меня мое будущее, будет стоить во много раз дороже, и в нем будет мой дар для всех вас».
Шалость есть проявление мудрости детства, шалун – двигатель жизни. Он сам завышает планку своего развития до максимального уровня. Шалуны – будущие творцы жизни во всех ее многообразных проявлениях. Они обустраивают, перестраивают, обновляют жизнь людей; они – эволюционная сила планеты.
Брак
Пусть будут избалованные жены, это лучше, чем жена, боящаяся мужа, жена-рабыня.
Первое слово в семье у мужа. Нельзя давить, но предлагать можно. Муж ставит печать и подпись, но приказы готовит жена.
Забудьте, что есть жена у вашего мужа, будьте всегда женщиной для него. Если женщина не загадочна для мужа – теряется вкус, интерес к ней. Забудьте, что вы муж для своей жены. Жена нуждается в мужчине. Сильном, любящем, дарящем радость и заботу. Пары распадаются, потому что муж перестал быть мужчиной, а жена – женщиной.
Школа
Дорогие мои коллеги, двойки ваших детей, которые вы им ставите – это ваши двойки, это вы их чему-то не научили, не смогли объяснить, заинтересовать. Не приглашайте родителей в школу по поводу неуспеваемости детей – это ваши проблемы. Приглашайте, чтобы похвалить, пусть за небольшой успех, но похвалить…
Дети гиперактивные – значит, уроки пассивные, сделайте уроки активными, полюбите жизнь, детей, уроки, которые даете каждый день.
Не знания нужны ребенку, а отношение к знаниям.
Важен не набор знаний по предметам, а то, каким человеком он станет, как сумеет реализовать миссию, с которой пришел в этот мир. А проводники на этом пути – родители, учителя.
Ошибка – нормальное, даже хорошее явление в жизни человека, источник мудрости.
Жизнь, предназначение человека
В слове «ребенок» лежит возрожденное новое бытие.
Примите достойно все обстоятельства вашей жизни, какими бы они ни были. Полюбите их, они принесли вам уроки, после которых вы станете сильнее, мудрее.
Душа каждого человека как алмаз. И только от самого человека зависит, сделается его душа бриллиантом или не сделается.
Весь мир сотворен для каждого из нас, чтобы точить свой алмаз, все окружающие для нас – точилки.
Мгновение выбора переживается как свобода.
Безвыходные ситуации создаются для того, чтобы обновиться самому.
То, с чем я родился – подарок Бога. То, с чем я умру – мой подарок Богу.
Фото https://pixabay.com