Магнитогорск. 7 февраля Магнитогорский театр кукол «Буратино» отмечает свой 47-й день рождения. И уже девятый раз вместе с театром встречает этот праздник его директор Алфия Рахимова.
Накануне этого события мы встретились с Алфией Вализяновной, чтобы поговорить о прошлом и приоткрыть кулису будущего самого любимого магнитогорскими детьми и их родителями театра.
– Алфия Вализяновна, давайте вернемся в прошлое. Расскажите, как вы попали в «Буратино» и стали его директором. Что изменилось в жизни театра за эти годы?
– Работать в театре «Буратино» – это мечта для каждого, и для меня тоже – с детства. И мечты сбываются, я захотела, и я это сделала. За это время мы сделали большое количество новых спектаклей, у нас был свой режиссер, который ставил постановки много лет, но последние годы мы работаем с приглашенными режиссерами. Такой метод работы выбрали мы, и он дает свой положительный эффект: обновился репертуар, у каждого режиссера свои требования, и это позволило привлечь в театр молодых актеров, потому что они были нужны на ту или иную роль: пусть не так много, но четверо молодых актеров у нас есть.
Еще одно хорошее новшество, появившееся за последние годы – бэби-театр для малышей двух – четырех лет. На мой взгляд, именно из бэби-театров появляются зрители, которые потом придут в большой театр. Не менее ярко, чем дети, воспринимают их родители, приходят семьями, уходят очень довольными. В этом году мы ставим два новых спектакля для малышей – «Весеннюю сказку про паучка» и «Зайкину шубку» на Новый год.
– Директор кукольного театра – такая «детская» и совсем недетская должность. Насколько трудно им быть?
– Это далеко не детская должность, это очень большая ответственность не только за свой коллектив, в котором 70 человек, но и перед зрителями, которые в театр придут, а в год к нам приходит порядка 40 тысяч человек.
– В какой-то мере с вашим приходом жизнь театра кукол вышла на новый круг: в 2012 году он получил грант на постановку спектакля «Буратино». Был ли этот Буратино близок к тому, с которого начал жизнь театр в 1973 году, или пытался быть максимально непохожим на своего «дедушку»?
– Буратино Ягодкина не похож абсолютно на Буратино Шраймана – совсем другой режиссер, совсем другая концепция. Этот Буратино получился современным, стильным, хоть и не всеми понятым, я думаю, он имел бы своего зрителя в будущем.
– Наверное, самый крупный проект этого десятилетия – музей «Закулисье». Как возникла идея его создания и насколько трудно было ее воплотить?
– Идея эта коллективная, всей команды театра. В театре есть огромный кукольный фонд и уникальный архивариус Валит Набиуллин, который хранил всех этих кукол с момента создания нашего театра. Куклы имели разную судьбу, но каждой он давал новую жизнь. Благодаря именно нашему архивариусу, сохранившему этот фонд, все и получилось. Команда театра – Ирина Барановская, Юлия Меледина и другие энтузиасты подхватили эту идею, смогли создать концепцию и выйти на городской грант «Вдохновение».
Наш музей получился действительно уникальным, много интересных людей уже побывали на наших экскурсиях. А в конце прошлого года мы приняли участие во всероссийском конкурсе «Корпоративный музей» и в номинации «Лучший театральный музей» мы были первыми.
– «Закулисье» – уникальный музей для России, в нем есть возможность не только посмотреть, но и поучаствовать, потрогать, покрутить, поработать с куклой…
– В 2017 году я была в музее московского театра куклы имени С. В. Образцова. Я приехала тогда в Москву на конкурс «Деловая женщина» (Алфия Рахимова стала победительницей XIII Всероссийского конкурса деловых женщин «Успех» в номинации «Лучшая деловая женщина в области культуры» – ред.). Это очень богатый музей, огромнейший фонд, есть куклы, например, 1930-х годов, но это все спрятано в витрины – не потрогать, а только посмотреть. Наше «Закулисье» уникально тем, что кукол можно подержать, ими поиграть. И дети, и взрослые, и даже самые серьезные и высокопоставленные люди уходят отсюда с улыбкой.
– Давайте вернемся к жизни самого театра: чем порадуете публику в 2020 году?
– В мае к нам приезжает талантливый режиссер-кукольник Олег Жюгжда. Мы очень его ждем, он очень востребованный режиссер. В конце 2018 года на международном фестивале «Петрушка Великий» в Екатеринбурге я подошла к Олегу Олеговичу: «Мы очень хотим позвать вас в наш легендарный театр «Буратино», рады будем с вами поработать. Как вы к этому отнесетесь?» И он сказал: «С великим удовольствием!» Для меня это было очень неожиданно, потому что я знаю, к нему очередь, но потом Олег Олегович мне написал: «Я готов приехать и у вас работать» и указал 2020 год.
Сам он из Беларуси, его постановочная группа разбросана по всему миру: композитор Павел Кондрусевич также в Беларуси, художник Людмила Гензе живет в данный момент в Германии, и она в феврале из Мюнхена прилетит к нам, чтобы делать постановочную часть спектакля.
Многие в театре не верили в приезд Олега Жюгжды, потому что это буквально мечта. Но была наша договоренность, наша личная встреча, и мы начали переписку. Мы видели его постановки на фестивалях, каждый его спектакль – это шедевр. Он – великий Мастер, и для всей нашей труппы это будет мастер-класс, у этого человека действительно есть, чему поучиться.
Олег Жюгжда будет ставить у нас спектакль по повести Чингиза Айтматова «Белый пароход». Это постановка для подростков, 12+, фактически у нас сейчас нет спектаклей для этого возраста. Ставить именно это произведение была его идея, актеры приняли ее по-разному, плакали, когда читали эту повесть, она очень грустная, но я уверена, что Олег Олегович сделает из нее «конфетку», и мы будем вхожи не на один фестиваль. Я думаю, что у нас все получится, потому что мы доверяем большому мастеру.
В плане оформления документов, обсуждения идеи, названия спектакля дистанционно мы работаем уж давно. Постановочная команда уже работает вовсю: эскизы к декорациям делают, песни пишут, композитор работает, инсценировка создается. Олег Олегович прилетает 11 мая, 12-го начинаются репетиции, премьера запланирована на 4 июня.
Также мы планируем поучаствовать в областном театральном фестивале, посвященному Дню Победы. В фестивальную афишу мы вошли, и уже 15 марта в селе Кизильском будем показывать литературно-музыкальную композицию «Музыкальными дорогами войны».
И это еще не все наши планы на 2020 год, хочется пока сохранить интригу. А что помимо этого? Участие в фестивалях, написание грантов – это уже обычная наша работа. Есть и еще одна мечта, пока еще не официальная – театру предложили сделать плановое задание на капитальный ремонт нашего здания, начиная с мелочей и заканчивая фасадом и кровлей. Пока это только в планах, но уже наметки есть.
– Театр активно работает с различными режиссерами. Как вы их находите и по каким принципам ведете отбор?
– Решение, кого пригласить, принимается на худсовете. Хорошо поработали с Павлом Овсянниковым из Санкт-Петербурга, который нам ставил ряд спектаклей. Последний, «Рукавичка», уже принес Анне Зверевой победу на фестивале «Морозко» в номинации «Лучшая актриса театра кукол». Приезжала к нам Варвара Купорова, Варвара-краса, длинная коса. Наша команда ее выбрала: давайте попробуем, режиссер молодой, успешно ставит спектакли. Она приехала с художником, девочки поставили «Удивительные события» по рассказам Михаила Зощенко. Режиссеры любят нашу труппу, потому что все актеры высокопрофессиональные, с ними легко работать.
– Когда к нам приезжала Варвара Купорова, она говорила: «О, это тот самый «Буратино», о котором нам рассказывали на лекциях по истории театра!» Насколько трудно держать марку «того самого театра»?
– Марку держим, традиции заложены, и они сохраняются. Любят театр «Буратино» в нашем городе. Я удивляюсь, когда встречаешь того или иного знакомого, и они говорят: «Мы у вас постоянные зрители, сами выросли на спектаклях «Буратино» и приводим своих детей, а кто-то уже и внуков».
Артисты – наша гордость. Когда говорят − труппа возрастная, я с этим не могу согласиться, потому что нужны разные артисты, и не будет театра, если не будет преемственности поколений, младшие должны учиться у старших, это было испокон веку.
Чтобы создать спектакль, надо очень много поработать: произвести закупки, а с учетом современного законодательства и строжайшей финансовой дисциплины это процесс непростой, но все преодолевается, и гордость берет, когда видишь, как все это реализуется потом в ту красоту, что мы видим на сцене. Люди у нас очень талантливые, высокопрофессиональные: и художники-бутафоры, и артисты, и обслуживающий персонал. Команда работает как часы, за это я могу быть спокойна.
– В последние два года «Буратино» активный участник федеральной программе «Большие гастроли для детей и молодежи». С кем удалось подружиться во время гастролей и с кем хотелось бы?
– Очень хорошо зарекомендовала себя такая форма работы, как обмен гастролями. Это положительный урок для нашего коллектива и того театра, куда мы едем. Это обмен опытом, новая афиша для театра, пополнение его репертуара и привлечение нового зрителя.
Большой плюс, что в обмене гастролями нам помогает федеральный центр, это появление дополнительных, внебюджетных средств. Например, мечтала побывать в Казани, в детском театре кукол «Экият», и знаете – такое интересное дело: что я мечтаю, непременно сбудется. Так же на фестивале я встретилась с их директором Розой Яппаровой, мы с ней хорошо подружились, и попали с труппой именно туда. Подружились и с артистами из нефтеюганской «Волшебной флейты», которые приезжали к нам в прошлом году.
А еще одна моя мечта – получить «Золотую маску». Я всегда говорила об этом, и наши бутафоры сделали мне ее копию, подарили на юбилей. Говорят: надо на нее смотреть, мечтать и улыбаться, тогда мечта сбудется.
«Магнитогорский рабочий» поздравляет «Буратино» с днем рождения и не сомневается: сбудется и эта мечта!