Магнитогорск. Около шести часов утра среди морозной тишины раздался хлопок. Его эхо разнеслось по округе. В мгновение ока жизни сотен магнитогорцев перевернулись.
Уже в первые минуты после ЧП все экстренные службы Магнитогорска знали – в центре города обрушился подъезд дома №164 по проспекту Карла Маркса. Среди тех, кто первым прибыл по тревоге, – медицинские работники города. Именно им предстояло оказывать помощь пострадавшим – их могло быть много. Сколько? Сначала не знали, но готовились оказывать помощь всем.
Вспоминая то страшное утро, специалисты детской больницы рассказывают: сразу же подготовили дополнительные места в реанимации и отделениях – ожидали поступления тяжелых пациентов.
«Все оборудование было готово. Палаты тоже были в достаточном количестве, все-таки Новый год, больных не очень много на тот момент. Перед Новым годом, как правило, максимальная выписка, всем домой хочется», – объясняет заведующий травматологическим отделением Александр Охрименко.
Сам он о случившемся узнал по телефону, когда его вместе с другими специалистами экстренно вызвали в больницу. Мобилизовали всех, говорит Александр Викторович, в том числе и провизоров, и заведующих больничными складами. Специалист поясняет, что могли понадобиться редкие лекарства, в такой сложной ситуации их необходимо было иметь наготове.
В течение 30 минут после известия о случившемся в больницу стали подъезжать медицинские специалисты, те, кто в тот день не дежурил. Врачи вспоминают, что сразу же посыпались звонки из других больниц с предложениями о помощи.
В первые часы после случившегося сложно было понять масштабы трагедии – сколько будет пострадавших. В то время все жители Магнитки молились, чтобы удалось найти под завалами как можно больше живых. В первую очередь, конечно же, детей. Ждали этого и врачи детской больницы. Переживали, волновались, не без этого. Но врачи не могут показывать свое смятение. Холодный ум, оперативность, четкость и слаженность действий – это их профессиональные навыки. Поэтому эмоции остаются внутри, а снаружи полное спокойствие и выдержка.
«Страха не было, врачи и не должны впадать в панику», – пожимает плечами Александр Охрименко в ответ на вопрос об эмоциях, которые посещали в тот день.
Что и понятно, специалисту с 25-летним стажем многое уже пришлось повидать: на счету немало серьезных операций.
«Мы работаем в сложных ситуациях, – поясняет врач, – и всегда готовы принимать пациентов с любыми политравмами – это могут быть множественные травмы, травмы внутренних органов, черепно-мозговые. К сожалению, у нас нередки ситуации, в том числе и падение с высоты, особенно в летний период».
Но тогда, в день трагедии, 31 декабря, привезли только одного пострадавшего – 13-летнего Сергея Г.Его доставили около восьми утра, к счастью, мальчик не получил тяжелейших травм, был в сознании. Врачи диагностировали у него черепно-мозговую травму, ушибы, ссадины и небольшие обморожения на конечностях. Спасенного подростка отправили в реанимацию, установили наблюдение. Сергей быстро пошел на поправку. Врачи подмечают, что мальчикпо-мужски стойко вел себя в этой ситуации. В больничной палате Сергея навещали Президент страны Владимир Путин и министр здравоохранения Вероника Скворцова.
Спустя сутки уже не верилось, что спасателям удастся найти кого-то живым, тем более ребенка. Говорили – если только произойдетя чудо… И это чудо случилось, заставив удивиться даже самых закоренелых скептиков. Десятимесячный малыш Ванюша Фокин, который провел 35 часов под завалами на тридцатиградусном морозе, подал признаки жизни. Его плач подарил всем надежду, что жизнь все-таки может победить. Вслед за радостью после спасения малыша пришел страх осознания – ребенок много времени провел в жутчайших условиях, у него серьезные повреждения, обморожения. Смогут ли медики спасти его?
Однако у самих врачей не было времени на рассуждения. Они уже знали, что к ним везут маленького пациента в тяжелейшем состоянии. Их задача – оказать квалифицированную экстренную помощь. На счету каждая минута. В приемном покое первыми Ванюшу принимают сотрудники больницы и МЧС. Каждые 15 минут информация о состоянии ребенка поступает в Министерство здравоохранения. Ваню поднимают в реанимационный зал. Над младенцем склоняются хирурги, анестезиологи, педиатры, окулисты, лор-врачи, диагносты. Слаженно, как часовой механизм, все специалисты детской больницы включаются в работу. Цель одна – стабилизировать состояние чудом выжившего младенца. Напряжение нарастает с каждой минутой.
Из Челябинска выезжает реанимационная бригада во главе с главным хирургом области Николаем Ростовцевым. На место прибывает первый заместитель регионального министра здравоохранения Виктория Сахарова. Все это время в больнице находится и заместитель директора ГКУЗ «ЦКДМО» Елена Симонова.
«Состояние было угрожающее, – констатирует реаниматолог Арсен Исалов, который дежурил 1 января и принимал участие в реанимационных действиях малыша Фокина. – Невозможно было предугадать, что ожидать от этого ребенка. Тяжело было расценить, как дальше будут развиваться события».
Арсен признается, врачей приободрял факт, что малыш находился в сознании и плакал, когда его нашли спасатели.
«Это стало позитивной нотой, дающей надежду на благоприятный результат, – говорит реаниматолог. – Я верю в чудо и профессионализм коллег! Все бывает в этой жизни. Жизнь – непредсказуемая штука, можно всего ожидать».
А в это время реанимационная бригада выкладывается по полной.Магнитогорские доктора держат постоянную связь с врачами детской областной клинической больницы и Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии. По видеосвязи получают рекомендации, отправляют фотографии и результаты анализов своим коллегам. Ситуация под контролем министерств здравоохранения Челябинской области и России. Важного маленького пациента не оставляют ни на минуту. В этот же день прибывает специальный борт для отправки Вани в Москву. Врач-реаниматолог Игорь Лысанов на руках вносит малыша в самолет.
«Мы сделали все возможное, что было в наших силах, – вспоминает те горячие часы Арсен Исалов. – И я был рад, что осложнения не наступило».
Для всей страны новогодний день был связан с Магниткой, больницей, маленьким Ваней Фокиным. В детскую больницу звонили друзья из российских и зарубежных клиник. Специалисты больницы благодарны своим коллегам.
За судьбой Вани, конечно же, следили все: как московские светила спасали сломанную ножку ребенка, как удалось избежать ампутации, как восстанавливался малыш. Сами же врачи клиники Рошаля признавали, что таких хороших результатов удалось достичь благодаря качественно оказанной помощи в первые, самые важные часы.
Сейчас, спустя год, Ванюша – озорной, любознательный и непоседливый малыш, который, как обычный двухлетка, стремится познать мир. Он уже научился крепко стоять на ногах, да чего там – резво бегать, несмотря на то, что реабилитация еще не завершена.
И в этом счастье немалая заслуга наших докторов. Четверым из них в этом году присудили национальную премию «Призвание». Лучшими из лучших признали Александра Охрименко, заведующего травматологическим отделением, анестезиологов-реаниматологов Арсена Исалова и Максима Курятникова, а также заведующую неврологическим отделением Светлану Петрову. Хотя врачи сами считают, что это заслуга всего коллектива, ведь помощь малышу оказывала целая команда, которая смогла сделать все возможное и невозможное.
Вновь близится 31 декабря, и вновь многие из докторов детской больницы будут встречать его на рабочем месте – дежурства никто не отменял. Говорят, что в больнице не до празднования Нового года, по-прежнему есть пациенты, за которыми необходим постоянный контроль. Всем магнитогорцам – большим и маленьким − специалисты детской больницы, конечно же, желают здоровья и мира, в котором не должно быть места таким страшным трагедиям, как та, что случилась в Магнитогорске.
Фото Динара ВОРОНЦОВА; архив детской городской больницы