Магнитогорск. Порой это настолько трудно объяснить, что кажется безумием. Пожилые добровольно заключают договоры на сотни тысяч рублей на абсолютно бесполезные услуги и товары.
«Навязывание пожилым людям товаров и работ по завышенным ценам, в том числе, с оформлением сомнительных кредитов, сегодня стало распространенной практикой не только в нашем городе, но и во многих регионах, – обрисовал ситуацию заместитель председателя Общественной палаты Станислав Марайкин.– К нам ежедневно обращаются граждане, которым обещали вернуть здоровье после нескольких сеансов чудо-массажа, либо использования супер-геля, продали пылесосы от всех видов микробов, скатерти-самобранки, отремонтировали пластиковые окна и т.д. и т.п. с большими подарками. В итоге люди заплатили сотни тысяч рублей за товары или работы, цена которых на рынке в десятки раз ниже».
А аферисты самым бессовестным и безжалостным образом пользуются доверчивостью самых беззащитных граждан, для этого пускают в ход особые приёмы, играя на чувствах своих жертв. Они предлагают «бонусы», «скидки» якобы заботясь о людях старшего поколения, заверяют, что их предложение сделано из самых лучших побуждений, поскольку те заслуживают «лучшего». Жертвы мошенников словно бы целиком и полностью доверяют первому встречному и не внимают уговорам родственников не впускать торговых агентов на порог.
«Мне кажется, что люди этого возраста воспитаны по-другому, – предположил один из магнитогорцев. – Верят всем. И перевоспитать в таком возрасте не получится. Просто они с другого времени…»
И это самое страшное, что часто уговоры родственников не приносят результата. Ведь пенсионеры расстаются с деньгами, которыми даже не располагают. Для семьи такие убытки просто неподъёмны.
В этот раз речь пойдёт не об одном контракте, на котором всё бы и закончилось, а о нескольких договорах на очень крупные суммы.
История стала известна из-за крика о помощи в соцсетях. Местная жительница Лилия, чьи свёкр и свекровь были не единожды обмануты, отчаялась достучаться до них. Заранее скажем, что свекровь почти слепая, а её муж слепой наполовину, так что вряд ли они могли понять, что именно подписывали.
«Это началось в октябре, – поделилась историей женщина. – К родителям мужа в квартиру постучались люди (свекру 84 года, свекрови – 80) и спросили, являются ли те ветеранами труда. На что свёкр ответил «конечно». Люди объявили на это радостным голосом: «Ну так вам положены бонусы и скидки! Мы являемся очень серьёзной компанией и как раз проводим программу».
Торговые агенты предложили ремонт ванной и туалета. Стоить, уверили «щедрые» агенты, это будет всего ничего, а в подарок – установка окон на балконе и кресло-качалка. Незваные гости, как бы следуя программе, проверили окно на кухне. Тут же выяснилось, что оно «в аварийном состоянии». Фирма может предложить немецкую фурнитуру. При своих клиентах агенты позвонили «в Германию», и выяснили, что там больше такую фурнитуру не выпускают. Так что с окном придётся повременить. Пожилая чета на согласилась на ремонт ванной и туалета и заключила договор на 150 с лишним тысяч.
На следующий день – звонок от директора фирмы, который сообщил: по счастью, у них осталась одно-единственная немецкая фурнитура. Её стоимость – 200 тысяч рублей, но для хороших людей сделают хорошую скидку, и цена составит 50 тысяч рублей.
«Мы с мужем узнали о договоре на ремонт, узнали стоимость и сразу всё поняли, – продолжила рассказ Лилия. – Мы стали уговаривать: «Не подписывайте больше ничего, это мошенники, они вас обманывают». Попросили отказаться от окна «из Германии». Свёкр со свекровью вроде бы с нами согласились, а на следующий день окно всё равно было установлено. Они объяснили, что попытались отказаться, но сотрудники фирмы начали возмущаться и даже голос повысили, мол, мы уже вам всё установили, что значит вы не будете платить?»
История стала расцветать новыми красками.
Приехал директор из уфимской фирмы (оказалось, Уфа-то в Германии находится) взглянул на договор на окно и сказал, что цена стоит правильная. Старики заплатили.
Тем временем рабочие принялись за обещанный ремонт. Туалет и ванную обшили пластиковыми панелями, пол отделали плиткой. Лилия поделилась фотографиями и приходится признать – здесь явно не пахнет ремонтом за 150 тысяч. Всё сделано максимально просто и из самых дешёвых материалов. И окна на балконе отремонтировали платно, хотя обещали в подарок, но в договоре чётко значатся ещё 45 тысяч.
Не только ремонт сделан как попало, но и договоры составлены так, что чёрт ногу сломит. Их много, номера договоров с актами перечней работ не совпадают, сам перечень работ составлен неконкретно: непонятно, за что и сколько заплачено денег, потому что цены рядом с услугами не стоят. Видимо, специально. В первом договоре прописан непонятно откуда взявшийся долг клиента, хотя всю сумму пенсионеры выплатили. Но доказать это трудно, как раз потому что бумаги составлены так запутанно.
«Есть договор на ремонт «ПВХ конструкций» за 30 тысяч рублей, – объясняла невестка потерпевших. – Есть ремонт «ПВХ конструкций» за 50 тысяч рублей, а что это за ПВХ конструкции – непонятно».
После дорогостоящего ремонта ванной и туалета Лилии с мужем, казалось бы, удалось убедить пенсионеров больше не заключать подобных договоров. Однако, как оказалось, мошенники не думали оставлять своих жертв в покое. Не прошло и месяца – свёкр и свекровь звонят и сообщают, что заключили новый договор на 170 тысяч на ремонт кухни. С этой же фирмой, конечно. 75 тысяч они уже отдали, нужны ещё деньги.
«На вопрос: «Зачем вы подписали, мы же вас умоляли!» свекровь ответила: «Ну они же такие правильные вещи говорили», – развела руками рассказчица.
Невестка с мужем поехали в фирму, чтобы хотя бы попробовать отменить договор. Директор пошёл на «уступку», изменив цену договора со 170 тысяч рублей на 75 тысяч рублей. Уже заплаченные деньги не вернул, якобы, материалы на эту сумму уже закуплены. Перечень работ оставили тот же – натяжной потолок, обшивка панелями, один шкаф подвесной и один шкаф с мойкой из нержавейки.
Все деньги, какие были у стариков, отданы. Вроде бы, можно и забыть наконец эту историю. Но спустя некоторое время выясняется: заключен новый договор – в счёт будущей пенсии.
Видимо, мошенники решили выманить у пожилых клиентов всё, что возможно. А уже имеющийся опыт ничему дедушку и бабушку не научил. Ситуация вышла за все рамки разумного, и дети обманутых стариков решили всё же обратиться в полицию.
И такие истории случаются буквально на каждом шагу. Пострадавшие ежедневно обращаются в полицию, к юристам. Есть ли управа на аферистов?
«К сожалению, бороться с такими промоутерскими изысками в постсоветской стране сложно, – отмечает Станислав Марайкин. – Подавая заявление в полицию, очень сложно доказать злой умысел предприимчивых продавцов, ведь подписи под договорами стоят настоящие, и граждане добровольно отдали мошенникам все накопленные денежные средства».
Так что же выходит: раз все подписи проставлены лично и добровольно, а уговоры не всегда действуют на пожилых людей, то единственный способ борьбы – справка из психиатрии о недееспособности? Заместитель председателя общественной палаты заверяет: несмотря на всё перечисленное, добиться справедливости удаётся, причём часто.
Рецепт борьбы с торговыми агентами начнём с главного.
Профилактика
Иногда беду уговоры не предотвращают – многие пытались достучаться до родных старшего поколения. И всё же часть пожилых людей доверяет более разборчивым в современных делах молодым.
«Прежде чем подписать какие-либо документы, пенсионерам и пожилым людям нужно посоветоваться со своими более молодыми родственниками. Не нужно подписывать всё, что предлагают», – убедительно просит специалист группы по взаимодействию со СМИ УМВД Магнитогорска Мария Морщакина.
Юристы, что неудивительно, твердят о том же:
«В очередной раз советуем не открывать двери чужим людям, не верить мошенникам, и не рассчитывать на халяву. Иначе потом много времени проведете доказывая, что вас ввели в заблуждение, воспользовавшись состоянием вашего здоровья».
А если всё же случилось так, что мошенникам удалось обмануть вас или вашего старшего родственника?
Потребитель имеет право в любой момент отменить договор
Закон позаботился о потребителях лучше, чем многие думают. Клиент может на абсолютно законных основаниях без объяснения причин отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченного аванса за минусом расходов исполнителя, если таковые были.
Основанием является статья 32 Закона «О защите прав потребителей».
«Для этого необходимо подать соответствующее заявление, – инструктирует Станислав Марайкин. – Однако на практике фирмы по оказанию услуг не всегда следуют букве закона, отказываются принимать и регистрировать такие заявления. В случае отказа исполнителя принимать претензию потребитель может направить её заказным письмом с описью вложения по адресу исполнителя, указанному в договоре. Если требования потребителя проигнорировали, он имеет право обратиться в Управление Роспотребнадзора и в суд с исковым заявлением о расторжение договора».
Не стесняйтесь воспользоваться этим правом, вы никого не расстроите, а в случае с мошенниками – это будет правильным шагом.
И наконец, если все работы по договору выполнены…
Обратитесь в полицию, Роспотребнадзор, к юристам
«Если вы считаете, что против вас совершили что-то противоправное, обращайтесь в полицию», – напоминают в пресс-службе УВМД.
Нужно написать заявление о мошенничестве и указать, что услуга на рынке стоит, например, две тысячи, а с вас взяли 50 тысяч (цифры приведены для примера, делайте, конечно, поправку на вашу конкретную ситуацию). Самое главное, чтобы заявление было составлено грамотно. Мы уверены, что неравнодушные земляки (или сограждане из интернета), которые знают, как это делать, вам помогут.
«Чем больше поступит заявлений от людей на одну организацию, – подчёркивает Станислав Марайкин, – тем больше вероятность возбуждения в отношении этой фирмы уголовного дела. И обязательно нужно написать в заявлении, что вас ввели в заблуждение относительно цены: она оказалась значительно выше, чем средняя стоимость по городу и по региону. По закону продавец должен сообщить полную информацию об услуге, в том числе и о цене. Если он не сказал, что средняя цена за этот товар или услугу в несколько раз меньше – это мошенничество. Проверить стоимость работ и товаров легко. Ещё нужно обязательно написать жалобу в Роспотребнадзор. А если полиция и Роспотребнадзор не могут помочь – подавайте в суд».
Под постом с этой неприятной историей написал неравнодушный горожанин, который вызвался помочь написать заявление в полицию. По словам Лилии, пострадавшие от этой фирмы написали коллективную жалобу в полицию, дело пока на рассмотрении.
Фото Лилия Заляутдинова, pixabay.com