Магнитогорск. Драмтеатр имени Пушкина в проекте «Кафе «Бродячие артисты» представил «Театральный роман».
Литературный вечер в одном захватывающем действии по неоконченному сочинению Михаила Булгакова поставил актер Андрей Майоров. Этот спектакль – одна из камерных постановок драмы, коих должно выйти немало в этом сезоне. Они призваны в период капитального ремонта здания театра дать возможность жителям правого берега не потерять ощущение обычного накала театральной жизни. И, кажется, накал этот будет, напротив, только возрастать.
Первоначально вечер замышлялся в популярном ныне формате читки, однако режиссер и актеры – Анна Дашук, Игорь Панов, Лариса Звездина, Николай Савельев и Петр Ермаков − решили не избегать соблазнов замечательного литературного материала и весело «поиграть с Булгаковым», что блестяще у них и получилось.
Высокую литературу, а «Театральный роман» принято считать одной из вершин творчества Булгакова, представили в весьма непринужденной обстановке одного из городских кафе. Действие остроумного и саркастичного романа-шаржа на нравы и обычаи МХАТа 1930-х годов, с руководителями которого автор имел серьезный конфликт, проходило буквально на расстоянии вытянутой руки от зрителей. Иногда актеры врывались в зрительское пространство, вовлекая всех присутствующих в действие.
«Театральный роман» отличается сложной судьбой – его раннюю редакцию Михаил Булгаков сжег после получения известия о цензурном запрете его пьесы «Кабала святош», а потом отложил работу над романом, чтобы успеть окончить другие произведения, в том числе «Мастера и Маргариту», поскольку предчувствовал скорую смерть…
У автора «Театрального романа» был конфликт ни с кем иным как с Константином Станиславским, и случился он по поводу постановки его пьесы «Кабала святош», которую после осуждающей статьи в газете «Правда» и вовсе сняли с репертуара МХАТа. Именно Станиславского и Немировича-Данченко Булгаков вывел в «Театральном романе» под именами Иван Васильевич и Аристарх Платонович – об этом наглядно напоминает и оформление магнитогорской постановки, в которое включены портреты «основоположников».
Примечательно, что играет их в спектакле драмтеатра актер Николай Савельев, постигавший актерское мастерство в ГИТИСе под руководством ученицы Станиславского Светланы Собиновой, практически «прямой наследницы» его метода.
У каждого из героев «Театрального романа» был реальный прототип в жизни, и для поколения современников Булгакова произведение было довольно злой пародией на реальность. Для нынешних же зрителей оно приоткрывает завесу тайны театрального закулисья, ибо, по признанию режиссера спектакля Андрея Майорова, в театре с тех пор мало что изменилось. На выбор материала повлияло и то, что «Театральный роман», к сожалению, мало известен широкой публике. К тому же,
«Его все ставят таким мрачным, с долгими страданиями Максудова. Мне хотелось бы показать театр с другой стороны – не то, что видят все зрители, а то, что происходит внутри, − говорит Андрей Михайлович. – Как мне кажется, это довольно веселая история, хотя, все-таки, не совсем комедия. Я доволен тем, что актеры получают удовольствие, когда играют – это самое главное для режиссера. Что бы там ни придумал режиссер, если актер не получает удовольствия, никакого спектакля не будет».
Внутренней жизни театра будут посвящены еще две премьеры драмы, которые увидят свет в скором будущем: «Как ставится спектакль» по Карелу Чапеку (режиссер заслуженная артистка России Надежда Лаврова) и «Служебный вход» по мотивам пьесы С. Кочнева (режиссер Данила Сочков).
Фото Игорь ПЯТИНИН