Реформа МВД – не пустой звук. В системе правоохранительных органов действует единая методологическая схема, при которой осуществляются регистрация и решение по заявлениям граждан.
На взгляд обывателя методика достаточно сложна и не лишена условностей, но это по большей части касается внутренних решений вопросов, которые для граждан остаются как бы за кадром. Потому как для того, кто обращается за помощью в правоохранительные органы, любые препоны должны быть сведены к минимуму. Этого требует реформа МВД, основной целью которой должно стать повышение эффективности службы правопорядка.
Какие требования действуют сегодня при процедуре обращения граждан к правоохранительным органам, что должны знать магнитогорцы о своих правах, и есть ли у них возможность проверить деятельность полицейских – об этом и многом другом рассказал заместитель начальника полиции УМВД России по городу Магнитогорску, подполковник полиции Александр Писарев.
– Александр Васильевич, читательница «Магнитогорского рабочего» Татьяна Владиславовна пожаловалась, что неоднократно обращалась к участковому с жалобами на соседей. Правда, дальше устной беседы в отношениях с правоохранителем не доходило. Он только обещал разобраться с ситуацией. Но главное, на что обратила внимание Татьяна Владиславовна, участ-
ковый уходил на приеме от самой возможности письменного написания жалобы.
– Согласно приказу МВД РФ от первого марта текущего года под номером 140 заявления, сообщения о преступлениях, происшествиях, об административных правонарушениях вне зависимости от места и времени их совершения, полноты сообщаемых сведений и формы предоставления информации должностные лица всех подразделений органов внутренних дел обязаны принять. В соответствии с тем же приказом полицейские не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений либо сообщений о преступлениях и нарушениях. Даже если на взгляд сотрудника нарушение произошло не на его подведомст-венной территории или в нем отсутствует состав правонарушения – заявление должно быть принято к рассмотрению. Вместе с тем гражданин, который обращается в полицейские органы, должен четко осознавать и разделять ответственность за реальность предоставляемых фактов. Потому как уголовную ответственность за предоставление заведомо ложных сведений никто не отменял.
– Маргарита Васильевна, педагог дополнительного образования, интересуется: какова процедура приема и регистрации заявлений от граждан?
– Прежде всего стоит отметить, что прием и регистрация заявлений и сообщений вне пределов административных зданий территориальных органов МВД, в которых не предусмотрены дежурные части, могут быть приняты любым уполномоченным сотрудником органа внутренних дел. Заявления принимаются в круглосуточном режиме. При регистрации действует специальная методика. Так, заявителю в обязательном порядке выдается талон-уведомление. В нем указываются сведения о лице, принявшем заявление, регистрационный номер по КУСП, наименование органа внутренних дел, адрес, служебный телефон, дата приема, подпись, инициалы дежурного. В свою очередь заявитель расписывается за получение талона и в талоне-«корешке» проставляет дату и время получения уведомления.
– Усман Сагатбаев спрашивает: «Если я не являюсь гражданином РФ, имею ли я право обращаться за помощью в правоохранительные органы»?
– Подавать сообщения о происшествиях и иную информацию о правонарушениях иностранные граждане и лица без гражданства имеют право наравне с гражданами нашей страны. То есть никакого отбора по гражданству в данной ситуации существовать не должно. Более того, заявитель имеет право писать заявление на языке, которым он владеет.
– Времени на общение с сотрудниками правоохранительных органов у меня нет, – рассказывает еще один читатель «МР» Евгений, – но при этом мне известна информация о фигуранте правонарушения. есть ли альтернативный способ, кроме личного приема, доведения информации до следст-венных органов?
– Уже в течение двух лет в системе правоохранительных органов действует схема обращений в электронном виде. На Едином портале государственных услуг по адресу: www.gosuslugi.ru созданы условия для подачи сообщений в электронном виде. Так что, и минуя личные встречи с полицейскими, можно проявить активную гражданскую позицию в решении вопросов охраны правопорядка, заявить о нарушении своих прав, общественного порядка.
– Еще один наш читатель интересуется, каков конечный результат решения по поданному заявлению?
– Решение по конкретному делу принимается в соответствии с его процессуальной оценкой. Таким образом, конечным результатом предоставления государственной услуги может быть: возбуждение уголовного дела или дела об административном правонарушении, равно как и отказ в этом действии. Заявление может быть передано по подследственности или подсудности в суд по делам частного обвинения. Заявление может быть приобщено к материалам ранее зарегистрированного сообщения, номенклатурного дела, передано в подразделение делопроизводства и режима.
– На взгляд жителя Магнитогорска Леонида Ивановича, полицейские не всегда расторопны, их действия сложно назвать оперативными. Леонид Иванович говорит о конкретном примере и хотел бы знать о возможности обжалования действий сотрудников МВД.
– Право обжаловать действия сотрудников, связанных с приемом, регистрацией и разрешением сообщений о преступлениях, происшествиях, можно реализовать, обратившись к начальнику органов внутренних дел, в прокуратуру или суд. Кроме того, в Магнитогорске должностными лицами, которые осуществляют контроль за соблюдением законности при процедуре приема, регистрации и разрешения заявлений граждан являются прокурор Ленинского района Сергей Владимирович Горшков, начальник УМВД Михаил Владимирович Иванов, начальник полиции Борис Николаевич Тайбергенов, заместитель начальника УМВД Андрей Евгеньевич Кияткин, заместитель начальника УМВД, начальник следственного управления Татьяна Леонидовна Скворцова, зам.начальника полиции по оперативной работе Радион Михайлович Сатыбаев. в том числе обратиться за содействием горожане могут также и ко мне…