Образовательные учреждения города ждут своих воспитанников. Начинается новый учебный год. С чем подошли к нему образовательные учреждения города, какие цели ставят перед собой педагоги – об этом и многом другом мы беседуем с начальником управления образования администрации города
Александром ХОХЛОВЫМ.
– Сегодня система образования Магнитогорска включает 208 муниципальных образовательных учреждений, в том числе 130 дошкольных, 60 общеобразовательных школ, семь специальных коррекционных учреждений, одно – оздоровительное санаторного типа и 10 – дополнительного образования. В новом учебном году в них будут обучаться и воспитываться 65568 детей, на 2178 детей больше по сравнению с прошлым учебным годом. 1 сентября впервые двери школ откроются для 4500 первоклассников. С детьми будут работать 6565 педагогических работников. Все учреждения имеют лицензию на образовательную деятельность, свидетельство о государственной аккредитации.
– Все школы успешно прошли приемку к новому году. Но это не было бы возможно без достаточно хорошего финансирования…
– В этом году, как никогда, выделено из бюджетов всех видов 170 миллионов рублей на модернизацию зданий. Плюс 9 миллионов – из городского бюджета на противопожарные мероприятия и антитеррористическую деятельность, 2,8 миллиона рублей на подшефные школы выделил комбинат. Привлечено
28 миллионов рублей из внебюджетных средств, а также деньги родителей. Эти средства пошли на капитальный, текущий ремонты, учебно-лабораторное оборудование, интерактивные доски. Мы с гордостью можем говорить о том, что 80 процентов школ Магнитогорска отвечают современным требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям. Для сравнения: в 2006 году таким требованиям отвечала лишь четверть школ. Перед нами стоит задача – довести этот показатель до ста процентов.
– На что больше всего обращала внимание межведомственная комиссия по приемке муниципальных образовательных учреждений?
– Комиссия, куда входили представители управления образования, Роспотребнадзора, Госпожнадзора, УВД, муниципального предприятия «Горторг», специалисты учреждений здравоохранения, оценивала общее состояние объекта, состояние пожарной и антитеррористической безопасности, санитарно-эпидемиологическое, гигиеническое и медицинское обеспечение, выполнение мероприятий надзорных органов. Особое внимание уделялось проведению противоаварийных и ремонтных работ в зданиях, выполнению требований комплексной безопасности, модернизации учебно-лабораторной, учебно-производственной и информационно-коммуникационной базы школ для обеспечения нового качества образования, пополнению фондов школьных библиотек и медиатек учебными пособиями, благоустройству территории. Сегодня все школы,
98 процентов детских садов, 42 процента учреждений дополнительного образования имеют автоматизированные противопожарные системы, эвакуационное освещение. Хорошая обеспеченность системами видеонаблюдения и кнопками экстренного вызова дежурного наряда.
– Наверное, будет логичным вопрос об обеспечении педагогическими кадрами…
– Пока количество вакансий по всем учреждениям образования составляет чуть больше двухсот человек. Наибольшее число вакансий по специальностям: иностранный язык, математика, начальные классы, биология, химия, физическая культура, воспитатель детского сада. В среднем по всем образовательным учреждениям обеспеченность кадрами составляет
97 процентов. Многие учителя работают на полторы-две ставки, и, конечно, это в какой-то мере сказывается на качестве обучения. Применение новой системы оплаты труда должно, в частности, решить эту проблему.
Мы также делаем ставку на молодых специалистов, привлекаем студентов выпускных курсов, перераспределяем нагрузку педагогов. Сегодня в школах Магнитки работает
25 процентов педагогов со стажем до пяти лет, а еще несколько лет назад было 10-16 процентов. Ежегодно в систему образования приходят 120-150 молодых специалистов. Не все остаются – по разным причинам, но это нормальный процесс. А вообще мы уже можем говорить об обновлении кадрового педагогического состава.
– Будут ли какие-то изменения организационного плана в системе образования?
– Глобальных изменений не будет. Разве что подвергнется реорганизации шесть школ – путем объединения: это школа №4 и лицей при МГТУ, 56-я и 26-я школы, 3-й интернат и 35-й. Малые образовательные учреждения, где в параллелях, как правило, было по одному классу, присоединяются к крупным школам. Это делается с точки зрения улучшения финансового обеспечения ставших малокомплектными школ, появится возможность привлечения дополнительных ресурсов.
– Содержательная составляющая – то, что наиболее важно в образовании. Это вечные вопросы: чему и как учить…
– Да, форма (то, о чем мы говорили: финансирование, состояние зданий) определяет содержание. Формирование системы обучения в наше время диктуют федеральные образовательные стандарты. Впервые с этого учебного года дошкольное образование становится полноправной первой ступенью образования – этого раньше не было. Стандарты введены во всех первых и вторых классах школ города. Это качественно новое содержание образования. Суть в следующем: появляется внеучебная деятельность – 10 часов в неделю, отмечу – бесплатных. Важный момент – стандартизация содержания образования, одним из показателей которого является система ЕГЭ.
Самое главное, на что сегодня нацелена работа системы образования, которая включает не только формирование определенных навыков, воспитательную функцию, – вырастить человека, умеющего применить приобретенное в жизни. Важно не только дать достаточный багаж знаний, но и научить его использовать в будущем.