С 1 сентября вступают в силу новые правила предоставления коммунальных услуг
Теперь все владельцы жилья в многоквартирных домах должны будут оплачивать две составляющие по каждому виду коммунальных услуг – отопление, холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение.
Во-первых, платить за потребление коммунальных услуг в принадлежащем им жилом помещении. Во-вторых – за потребление коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Оба эти пункта будут прописываться в ежемесячном платежном документе отдельно. Плата за услуги в жилом помещении будет определяться по показаниям индивидуальных приборов учета. Если такие приборы не установлены, платить придется по нормативам потребления, определенным в новых правилах. Оплата услуг на общедомовые нужды будет начисляться пропорционально площади каждого жилого и нежилого помещения в доме.
«Откуда ветер?..»
«Прежние правила предоставления коммунальных услуг были установлены постановлением правительства РФ в 2006 году, – рассказал советник генерального директора Государст-венной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ Леонид Алексеев. – За это время изменилось жилищное законодательст-во. Мы перешли от управления жилищным фондом муниципальными предприятиями к управлению жилищным фондом частными управляющими организациями. Вышли новые законы о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об энергосбережении. В домах стало больше ресурсов отпускаться по приборам учета. Все эти изменения в жизни требуют изменения и в правилах предоставления коммунальных услуг, в первую очередь – с тем, чтобы упорядочить механизмы расчетов».
Не в связи, а по плану
Еще один вопрос, который беспокоит россиян: насколько существенно изменятся тарифы? По словам генерального директора Института управления ЖКХ Ирины Маликовой, изменение тарифов на коммунальные услуги с 1 сентября не имеет отношения к новым правилам. Повышение платы за коммунальные услуги – это запланированная процедура изменения тарифов ресурсоснабжающих организаций в рамках тарифного регулирования. В целом за год рост платы не должен превысить 12 процентов по сравнению с предыдущим годом. Причем часть этого повышения уже произошла с 1 июля.
Жить станет лучше?
Вслед за изменениями подобного плана возникает законный вопрос: как это повлияет на качество коммунальных услуг? И ответ напрашивается сам по себе, кстати, специалисты Фонда реформирования ЖКХ его не отрицают: не стоит ожидать кардинального повышения качества и надежности коммунальных услуг исключительно в связи с принятием новых правил. Но… Это один из системных документов, определяющих направления модернизации коммунального хозяйства. Существенная детализация договорных отношений, прав и обязанностей всех сторон процесса предоставления услуг, которая в нем заложена, позволит повысить прозрачность сферы ЖКХ, ее эффективность. И, как следствие, вполне возможно, вызовет повышение качества коммунальных услуг.
Льготы в силе
Порядок предоставления льгот не изменится. Поменяется только порядок определения помесячного размера компенсационной части платы из бюджета ввиду того, что размер субсидии зависит от размера платы, который теперь будет рассчитываться от фактического объема потребления услуг. Например, при оплате услуг отопления льгота будет предоставляться только в отопительный период.
В новых правилах предусмотрено ужесточение мер ответственности в отношении недобросовестных потребителей. Теперь ограничивать предоставление услуг или отключать их будут при наличии трехмесячной, а не полугодовой задолженности, как это было раньше.