К началу августа долги горожан за потребленные коммунальные услуги исчислялись сотнями миллионов рублей. Всем известно о необходимости оплачивать коммунальные услуги вовремя и в полном объеме.
Казалось бы, что может быть проще: получил квитанцию – оплати. Однако, как показывает практика, для некоторых магнитогорцев закон не писан. Это не означает, что неплательщики могут и дальше игнорировать правила, не ощущая неприятных последствий своего противозаконного поведения.
Инструментов воздействия на должников не много, но муниципальные власти, управляющие компании, предприятия – поставщики услуг и правоохранительные органы продолжают бороться с неплательщиками любыми легитимными способами. В числе таких мер воздействия – расклеивание стикеров на двери должников, рассылка уведомлений, телефонный автоинформатор, сообщающий о задолженности, и прочее.
В разрешение долговых споров в сфере оплаты ЖКУ применяется судебная практика. В случае систематической неоплаты услуг управляющая компания, ТСЖ или поставщики коммунальных услуг могут подать на должника исковое заявление о взыскании задолженности.
На начало августа в Магнитогорске было подано более тысячи таких исковых заявлений. После вынесения решения суда о взыскании задолженности и вступления решения в законную силу управляющей организации выдается исполнительный лист, на основании которого судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство, о чем уведомляет должника. У неплательщика есть пять дней для добровольного погашения задолженности и разрешения вопроса в досудебном порядке. Если этого не происходит, судебный исполнитель начинает процедуру принудительного взыскания. Именно на этом этапе неплательщик в наибольшей степени ощущает последствия своих действий: происходят частичные списания заработной платы или иного источника дохода в пользу погашения задолженности, либо, в крайнем случае, на имущество неплательщика судебные приставы накладывают арест.
Дело можно не доводить до крайности и разрешать вопросы в досудебном порядке. К примеру, погасив задолженность сразу после получения уведомления либо заключив с управляющей организацией соглашение, предусматривающее оплату в рассрочку. Таким образом, только в первом полугодии 2012 года задолженность магнитогорцев перед трестом «Теплофикация» была сокращена более чем на 70 миллионов рублей без вмешательства судебных приставов; еще 16,5 миллиона взыскали через суд. Около 105 миллионов рублей, не доводя ее дело до зала суда, смог вернуть себе и трест «Водоканал».
Еще одним действенным механизмом влияния на должников является приостановление или ограничение подачи коммунальных услуг. В частности, ООО «МЭК», поставляющее населению Магнитогорска электрическую энергию, имеет техническую возможность отключать от услуги отдельно взятого должника.
Существуют механизмы и социального воздействия на неплательщиков. Так, трест «Водоканал» предлагает помечать двери квартир и нежилых помещений коммунальных должников специальными наклейками – стикерами. А впоследствии создать фотобанк таких «отмеченных» квартир и домов, который будет размещаться в свободном доступе. Предлагается также, как уже сообщала газета, использовать цветные квитанции для неплательщиков, чтобы нарушителей могли видеть соседи по дому, а также подключать к телефонам «хронических» должников автодозвонщик.
Однако самым верным способом борьбы с долгами остается их недопущение, своевременная оплата коммунальных услуг жителями города. Ведь именно от этих финансовых поступлений напрямую зависит качество работы комплексов и предприятий, поставляющих в наши дома тепло, воду, газ и свет.