Народная игрушка наряду с самоваром и берёзкой стала символом нашей страны
С веселой выдумкой, народным юмором, красочной лаконичностью выписывали русские мастера ее одежды. Она считается доброй посланницей дружбы и любви, счастья и благополучия. И уже как-то подзабылось, что всего сто лет назад матрешки как таковой в России не было, хотя разъемная деревянная игрушка в славянских поселениях бытовала издревле.
Однажды из Японии, с острова Хонсю, в наши края привезли узкоглазого деревянного старичка Фукуруму, олицетворяющего долголетие и счастье. В нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую, – божества рангом пониже. Наши кукольные мастера подивились, а потом решили выточить подобную, но придать ей женские черты, расписать в русских традициях, одеть в сарафан и платочек, а внутрь куклы вложить маленьких детишек. С легкой руки токаря Василия Звездочкина и художника Сергея Малютина и началась славная традиция расписывать в разных народных стилях деревянную игрушку, которую нарекли матрешкой.
Примерно такую историю о происхождении главного отечественного сувенира вам расскажут в Магнитогорской картинной галерее. Недавно здесь открылась выставка деревянной токарной расписной игрушки, сделанной в одном из самых известных центров росписи по дереву – селе Полхов-Майдан Нижегородской области. Уже полвека местные мастера изготавливают удивительной красоты изделия с отличительной особенностью – все детали головного убора и сарафанного убранства выписываются отдельно. К тому же здешняя матрешка выглядит стройнее своих сестер: ее форма более вытянутая, голова небольшая. В изготовлении используются в основном два варианта росписи – пейзажный мотив и растительный орнамент. Обычно на золотисто-желтом фоне вырисовываются цветы, оранжевые и зеленые узоры, которые подчеркиваются тушью.
Все эти особенности мы увидели при знакомстве с расписными красавицами – причем у каждой из них был свой характер, неповторимые одежды и разной численности «семьи». Так, матрешка М.Сергейчикова, расписанная и закрепленная лаком, оказалась «семиместной». У матрешки в исполнении М.Рябкиной было уже девять разновозрастных «детишек», а в работе художников Фединых – аж двенадцать. Говорят, что самая большая Матрена находится в одном из центральных хранилищ России – ее высота более метра, а внутри нее размещаются
72 маленькие матрешки. Впрочем, мастера Полхов-Майдана делают не только кукол с женским обличьем, но и различную домашнюю утварь: самовары с чайными чашечками, поставцы с навершием на крышке, пирамиды, копилки в виде грибов и кошек, шкатулки с выдвижной крышкой, пасхальные яйца и птичек-свистулек. Все это можно рассмотреть в мельчайших деталях на представленной в МКГ выставке. Но особое внимание среди всех расписных деревянных изделий привлекают конечно же трехструнная балалайка, изготовленная мастерами Ю.Фединым и В.Фединой, и игрушки «Король» и «Королева» М.Рябкиной.
Чтобы заезжим матрешкам не было скучно, организаторы выставки достали из фондов картинной галереи замечательные гобелены, рушники, панно, которые украсили стены выставочного зала. А также удивительные работы из бересты архангельского мастера Ю.В.Ходия, среди них – утка-солонка, маленький и большой пестеря (т.е. короба), оригинальные цветы с трехугольными кувшинками-шапочками и даже целый конный двор. Каждое изделие, представленное здесь, – образец подлинного искусства талантливых мастеров, любви к русской народной культуре.