Депутаты Государственной Думы предлагают Министерству образования и науки создать комиссию по согласованию и подготовке единого учебника по истории России для средних школ.
По словам члена думского комитета по экономической политике и предпринимательству Владимира Мединского, сегодня Минобрнауки допускает издание 35 учебников для школ, что «вызывает сумятицу и путаницу в головах». С учетом больших тиражей для многих чиновников это является еще и серьезным бизнесом, полагает парламентарий.
«Мы сегодня наблюдаем болезненное обострение интереса к проблемам истории. В мире продолжается борьба за умы людей и переписывание истории», – заявил Владимир Мединский. По его словам, сегодня «нужны четкие государственные исторические ориентиры, исторические каноны, особенно, если речь идет о школьном образовании». Помимо перехода на единый учебник по истории России депутаты намерены предложить Министерству образования заняться созданием единого учебника по истории для стран СНГ.
В Минобрнауки официально инициативу парламентариев комментировать отказались. Между тем источник в ведомстве сообщил, что вопрос разработки учебника по истории не нужно переводить в плоскость политической целесообразности. Важно, чтобы учебники были качественными и отражали разнообразие педагогических подходов.
Что касается единого учебника по истории для стран СНГ, этот вопрос обсуждался учеными этих государств еще весной. От нашей страны присутствовали представители Института всеобщей истории РАН. Они пришли к выводу, что создать один учебник истории на все страны СНГ невозможно – слишком много различий в школьных программах. «Конечно, хотелось бы, чтобы в учебниках дружественных государств важные события истории подавались в близких нам тонах и понятиях, особенно это касается периода 1990-х годов, – считает член думского комитета по образованию Валерий Рязанский. – Но здесь нужна серьезная работа на межгосударственном уровне по согласованию учебно-методических программ. Необязательно создавать единый учебник, главное, чтобы видение исторических событий в странах СНГ было примерно одинаковым».
Что касается разнообразия учебников истории в нашей стране, то все они проходят жесткую процедуру согласования в Российской академии образования и Минобрнауки. Представители ведомства, безусловно, не рекомендуют для школьников книги с грубыми ошибками и «перекосами», уверен парламентарий. «Мы живем уже не в советское время, поэтому в современных учебниках должны быть представлены разные точки зрения на историю в рамках допустимой дискуссии, – сказал Валерий Рязанский. – Учебники, особенно по общественным наукам, должны учить думать. Нельзя заставлять детей зубрить книжки, в которых дана какая-то единая идеологическая позиция».
По мнению депутата, нужно оставить возможность для творчества как детям, так и учителям. Сегодня преподавателям разрешается из многообразия учебников выбрать наиболее удачный – хорошо написанный и понятный для детей. «У каждого учителя своя методика работы со школьниками, кому-то подходит один учебник, а кому-то – другой», – подчеркнул Валерий Рязанский.
Между тем замдекана исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Власов считает, что базовых школьных учебников по истории России не должно быть много. «Может быть, не один, а два или три, но не 30, особенно в условиях перехода к ЕГЭ – дети должны знать, по каким книгам им лучше готовиться к тестам, – пояснил он. – Другие пособия тоже могут использоваться, но как дополнительные».
Член-корреспондент Российской академии естественных наук, автор одного из учебников по истории России Дмитрий Володихин полагает, что единый школьный учебник по этому предмету создавать пока рано, поскольку на данный момент конкретной позиции по истории нашей страны нет ни у науки, ни у государственной идеологии. «Мы живем в эпоху перемен, и школьники должны учиться мыслить здраво и пытаться самостоятельно разобраться в перипетиях истории, – пояснил он. – Но было бы полезно разработать для них объемистую хрестоматию, где были бы представлены тексты исторических источников: летописи, документы, воспоминания, мемуары, письма. Вооружившись текстами источников, ученик средней школы сможет и сам кое-что понять об истории нашей страны».