Трудно найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Это такое же эмоциональное проявление, как радость, гнев и печаль.
И если взрослые способны «взять себя в руки», то с детьми все иначе. Их страхи могут оставить своеобразные «сюрпризы» в более старшем возрасте. Различные взрослые невротические проявления возникают подчас от вовремя не ушедших детских страхов. Так утверждают врачи.
Дети могут увидеть страшное в самом невинном предмете и испугаться чего угодно. Мой сын в возрасте шести – семи лет жутко боялся в саду соседского огородного чучела. Взрослым оно казалось забавным: тряпичное лицо с нарисованными глазами, носом и ртом широко улыбалось. Яркое платье развевалось на ветру. Когда мы проходили мимо соседского участка, сын прятался за меня и ускорял шаг.
– Почему ты боишься пугало? Оно же смешное, – пыталась выяснить я.
– У него слишком большое лицо…
Странное, на взгляд взрослых, объяснение, но у детей своя логика. У моей знакомой дочка боялась клоунов, объяснение было похожим: они прячут свое лицо. Где же грань между нормой и патологией? Что стало причиной страха? Как помочь ребенку? Все эти вопросы рано или поздно задает себе каждый родитель. И не надо думать, что дети боятся всякой ерунды, это только нам, взрослым, так кажется. Для ребенка страх – самая сильная эмоция. Вспомните себя, вам наверняка известно ощущение страха, который сковывает, парализует, заставляет сердце биться с удвоенной силой. Человеку вообще свойственно чего-то бояться. А уж ребенку тем более. Еще бы, ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир.
– Страх вовсе не всегда является симптомом нервного или психического заболевания, – считает и.о. заведующей Магнитогорским центром психотерапевтической помощи детям «Лучик» Елена Чернова. Страхи испытывают практически все дети в определенном возрасте, это нормально и даже необходимо для общего развития ребенка, потому что, преодолевая их, ребенок становится сильнее, более зрелым эмоционально и личностно.
У каждого возраста – свои страхи. В четыре-шесть лет у малышей преобладает страх одиночества, темноты и замкнутого пространства. В возрасте шесть-восемь лет на первое место выходит страх смерти или его аналоги: страх потеряться, страх быть съеденным медведем или волком, страх заразиться и заболеть, страх высоты. В девять-двенадцать лет ребята боятся не оправдать ожидания родителей и учителей, особенно дети с повышенным уровнем тревожности. Нередок в этом возрасте страх быть не таким, как все. У подростков могут развиваться навязчивые страхи и навязчивые сомнения. На первое место выходит страх сделать что-то смешное или нелепое.
К примеру, девочка, испугавшаяся собаки, потом отказывалась выходить на улицу. Или ребенок, раз «застрявший» в лифте, боялся один заходить или выходить из подъезда. Только с мамой. В последнее время появилась новая категория страхов. Дети, попавшие в автомобильную аварию или сбитые машиной, наотрез отказываются идти по улице. До школы и домой их за руку водят родители.
Если о многих детских проблемах можно сказать, что ребенок их со временем перерастет, то со страхами дело обстоит отнюдь не так утешительно. Ребенок растет, и очень часто страхи растут вместе с ним. Чем больше развивается его фантазия и расширяются познания, тем больше он осознает опасности, подстерегающие его на каждом шагу. В последние годы специалисты отмечают существенный рост детских страхов. Энурез, тики, заикание, плохой сон, раздражительность, агрессивность, навязчивые движения – такие, как раскачивание, сосание пальца, а также плохая контактность с окружающими и оттого неврозы – вот далеко не все последствия, к которым приводит непреодолимый детский страх.
Наиболее часто, по мнению специалистов, подвержены страхам нерешительные, пугливые, тревожно-мнительные, ослабленные дети. Нередко им еще и «помогают» мамы. Замечено, если мама в детстве сама боялась собак, темноты или чего-то еще, то свои страхи она передает детям. Не случайно специалисты наряду с детьми тестируют и родителей. Только совместная работа врача, психолога и семьи может принести успех в избавлении от страха. Ведь страх – это не прихоть и не каприз, а проблема, с которой надо бороться.