В октябре в рамках программы «Петровских образовательных чтений» в Магнитогорске прошла творческая встреча с иереем Павлом Островским – телеведущим канала «Спас», автором книг, миссионером и блогером. Все желающие смогли задать ему свои вопросы. Оказалось, что современных христиан больше всего волнуют следующие темы: как говорить о вере с подростками, что является основой православной семьи, и как подготовиться к исповеди – одному из главных церковных таинств. В этой статье – самые интересные ответы отца Павла.
Владимир: Я недавно пришел к вере. Мне предстоит исповедоваться впервые. Как правильно подготовиться к первой исповеди, и что важно об этом знать?
– Исповедь – это когда ты раскаиваешься, признаешь свою ошибку, и больше никогда не хочешь ее повторять. Ничего нового священнику никто из вас сказать не может – все у всех примерно одинаково – колдовал, блудил, воровал, обманывал, завидовал, не молился Богу, не почитал старших… Первая исповедь всегда достаточно тяжелая, потому что на нее ты приносишь целую гору грехов… Бог все это прощает, люди эти свои грехи потом даже забывают.
Что мы должны помнить – если мы не простим кому-то одного греха, Бог вернет нам нашу исповедь обратно. Это прямо сказано в “Притче о должниках”. Объясню на примере – коллега на тебя лжесвидетельствовал, тебя несправедливо выгнали с работы, хотя ты всю жизнь отдал службе. Тебя подсидели, но если ты этого не простишь, Бог не простит тебе твои грехи.
Есть один тяжелейший грех. В нем редко каются, а это один из тех грехов, про который, как в Библии написано, Бог говорит: «Я отомщу за это». То есть он восполнит эту несправедливость. Это про тот грех, когда слабого человека обижают на постоянной основе.
Можно рассмотреть это на примеры школы. Предположим, в классе учится тридцать человек, из них двое – хулиганы, двое – тех, кого травят, а 26 учеников – это серая масса. Ты сам, возможно, специально никого не обижаешь, но если хулиган шутит над кем-то, а ты вместе с ним посмеялся – присоединился к его шутке… то с точки зрения того, кого обижают, являешься ли ты частью тех, кто издевается? Конечно, да. И Бог это учтет. В «Ветхом завете» написано: «Вопль невинных доходит до ушей Господа», что означает, что Бог слышит тех, кого обижают.
Мы можем прийти на исповедь и сказать: «Я в школе обижал одноклассника». Искупим ли мы этими словами всю ту боль, которую испытывал человек, которого травили? Конечно, нет. По общению с теми, над кем издевались в школе, мы знаем, что этот ребенок пять дней в неделю ходил в ад – он шел в школу, как в ад: ему там было некомфортно, плохо.
Если человек искренне исповедуется, он получает от Бога прощение всех грехов. Знаете, есть такое выражение: «Как гора с плеч» – вот настолько легче становится. Иногда так говорят: «Прости меня, Христа ради». Это означает, что человек просит для себя прощения, хоть и понимает, что он этого не заслуживает.
Есть и такое правило на исповеди – священник не должен смотреть прямо в глаза прихожанину. Прикасаться, брать за руку – тоже не нужно. Если человек тактильный, он может на это среагировать. Есть известный психологический феномен: когда нам хорошо, мы переносим это на того, кто рядом. Тебе стало хорошо, а рядом был священник, и ты можешь подумать, что это его заслуга. Важно помнить, что источником благодати является Бог.
Александра: Я недавно переехала в Магнитогорск, здесь другие батюшки, мне трудно решиться подойти к незнакомому священнику на исповедь, с чего мне начать?
– Здесь принцип такой: будь проще. Если бы ты пришла на исповедь ко мне, я бы ответил так: “Говори, что хочешь, если скажешь лишнее – я тебя остановлю”. Готовиться к исповеди надо дома – писать список своих грехов и переживать о них надо там. В церковь пришел, священнику этот список отдал – он увидел, что особо тяжких грехов среди них нет, и отпустил. Если у вас к нему отдельный вопрос – подходите на личную беседу. Желание что-то пережить на исповеди, испытать какие-то особые ощущения – это эмоциональная потребность, духовного момента в этом нет.
Марина: Сейчас у меня нет возможности ходить на исповедь… смущает и то, что в обществе широко распространилось мнение, что между человеком и Богом не нужны посредники. Если можно напрямую общаться, то зачем ходить в храм?
– Знаете, почему вы не ходите в церковь? Вы считаете, что у вас еще есть время, вы себя оправдываете. Если у вас случится что-то серьезное, вы влетите в храм мгновенно. Дело в чем, мир не верит во Христа. Люди пытаются оправдать свое нежелание идти к нему какими-то словами. И не так важно, какими словами они это делают. Если бы люди воспринимали это как вопрос жизни и смерти, они бы так легкомысленно не поступали. Люди не боятся Бога. Это двойные стандарты. Если бы они также относились к остальной жизни… Вот ты заболел, ты ищешь нормального врача, узнаешь диагноз, перепроверяешь его, потому что не хочешь жизнь свою загубить, а тут про Бога – такое легкомыслие!..
Ирина: Если на исповеди священник узнает о реальном преступлении, как он должен поступить?
– Во-первых, такие случаи далеко не редкость. Если преступление совершено в прошлом и за него предусматривается серьезное наказание, человек сам решает, как поступить. Если человек на исповеди признается, что совершил тяжкое преступление сейчас, то он должен писать явку с повинной. Священник не может просто так его отпустить.
Бывают случаи, когда писать явку с повинной невозможно. Ко мне однажды пришел мужчина, и сказал, что он сорок лет назад убил человека, это произошло в другой стране, и на тот момент его бы уже никто не осудил. Мы созвали специальную комиссию, ему назначили наказание, потому что его мучила совесть. В каждом конкретном случае надо разбираться отдельно. Но тайна исповеди всегда должна сохраняться. Кроме тех случаев, когда человек приходит заявляет на исповеди: «Я собираюсь совершить преступление». Это уже угроза, и об этом я должен сообщить вышестоящему епископу, а он может дать право на разглашение, но я человека об этом предупрежу.
Валентина: Как в православной семье родителям правильно воспитывать подростков? Можете дать советы?
– Всем верующим родителям рекомендую дать детям право на выход из церкви. Если мы хотим, чтобы наши дети имели самостоятельную веру, дверь на выход у них должна быть открыта. Если мы думаем, что можно насильно заставить ребенка верить, он сам найдет этот выход позже, или его вера будет формальной – то есть он будет совершать действия, которые требует от него религия, но неосознанно. В подростковый период ребенок отсоединяется от родительской семьи и становится самостоятельным, а родителям приходится в это время бороться с фундаментальной страстью – властолюбием. Это непросто – мы любим власть, мы к ней быстро привыкаем.
Если ребенок из верующей семьи в 12 лет сомневается в Боге – это нормально. У него будут появляться вопросы. И если к этому моменту у родителей не будет достаточного религиозного образования, ответить им будет ничего. Мы наблюдаем, что подростки уходят из церкви – им становится неинтересно. Выбирая между духовной смертью, когда их насильственно заставляют – а это смерть – и свободой, пусть даже безбожной, они выбирают лучшее. Пусть лучше сначала он будет безбожником, а потом через свои боль и слезы все-таки придет к Богу, чем он будет формально соблюдать правила религии, потому, что ему так сказали. Богу это противно – так мы читаем у пророка Исаии.
Нормально, когда к 16 годам у подростка есть самостоятельная вера. Она будет не такой, как у его родителей, ведь это – другой человек, у него свой собственный опыт молитвы и переживаний. Захочет – он тебе откроется и расскажет о своей вере, а если не захочет, то не откроется – у него это право есть. Если мы хотим, чтобы наши дети были со Христом, нужно в них верить, как верит в нас Христос. Он сам говорит, что путь к Богу – это процесс, и сравнивает его с растением, которое только спустя время приносит плод. И, конечно, в вопросах религиозного воспитания должно быть уважение к индивидуальности. Если у вас в семье три ребенка, то должно быть и три стратегии воспитания – на каждого своя.
Виктор: Мне пятнадцать лет, я из верующей семьи, хожу в храм с детства, исповедуюсь. Есть ли какие-то отличия в исповеди и подготовке к ней для подростков?
– Подготовка к исповеди одинаковая – такая же, как у взрослых. Называть свои грехи на исповеди надо честно. Найди священника, который будет тебя слушать, и не станет ругать. Я считаю, что подростков ругать не надо, потому что ничего особенно плохого они не делают. Они и так обруганы всеми – родителями, школой, обществом… Когда я был подростком, то исповедовался честно, говорил все, как есть. Это страшно, конечно. Если тяжело называть свои грехи вслух – напиши записку и отдай ее батюшке.
Александр: Насколько важно, чтобы в браке оба супруга были верующими? Какими качествами они должны обладать и почему?
– Нужно помнить, что навязать что-то человеку невозможно. Основой брака является единомыслие. Если оба – верующие, то жить по-христиански будет проще, потому что есть общие цели.
Главное качество для мужа – доброта. Мужу важно быть добрым – он не должен пилить жену. Такой семейный расклад при котором жены пилят мужей – это нормально: они делают это из любви, потому что переживают, что мужья не спасутся. К этому явлению нужно относиться снисходительно. Ветер дует, вода течет, а жена пилит… это – естественный процесс (улыбается). Когда пилит муж, а мужья пилят не меньше, это уже трагедия для семьи. Чтобы муж укорил свою жену – такое должно быть в крайне редких случаях, в этом и выражается доброта. Муж служит жене, потому что он – сильный пол. Сильный служит слабому, а не слабый – служит сильному. Это сказал апостол Павел.
Мы – сильные, должны не себе угождать, а ближним – во благо и к назиданию. Сказано, если муж хочет назидать жену, пусть служит ей – в этом проявляется сила. Так делает Христос по отношению к церкви. Он нас вообще почти не укоряет. У жены не менее высокая планка: она должна быть благодарной за того мужа, который есть. Как быть добрым к неблагодарной жене – сложно, так и быть благодарной женой к злому мужу – тяжело. Они оба должны в эту сторону развиваться: он – в сторону доброты, а она – в сторону благодарности. Они не должны ставить условия друг другу: «Ты сначала будь добрым, а я за это буду тебе благодарной», или: «Ты сначала будь благодарной, а я стану добрым». Развиваться нужно одновременно.
Задам вам вопрос, на который в 19 веке ответили бы все и сразу: что является сутью брака? Правильный ответ – супружеская близость. Что жена не простит мужу, если это произойдет вне брака? Конечно, близость с кем-то другим. Супружеская близость – это центр брака, его смысл. Просто у нас это опошлено, потому что это бывает вне брака и очень часто, к сожалению… В Священном писании сказано: «Оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое – одна плоть, тайна это великая».
Дарья: Хочу выразить вам большую благодарность за ваше творчество, оно очень помогло мне на этапе воцерковления. Сейчас я получаю миссионерское образование. Подскажите, каких ошибок важно избегать начинающему миссионеру?
– Мы можем что-то показывать личным примером, где-то отвечать на вопросы, но важно понимать, что путь к Богу – всегда самостоятельный. У вас самой был какой-то интерес к вере, можно ли сказать, что я вам помог? Можно. Но интерес изначально ваш. Также принцип «Не навреди» должен быть фундаментальным. Лучше сделать пять шагов назад, лишь бы не обидеть человека, чем рубить правду-матку. Многие вопросы женщине неудобно задавать священнику, просто потому что он – мужчина. Поэтому многие девушки будут открываться вам с легкостью, только не начинайте сплетничать. Не создавайте вокруг себя сообщество, где все будут вокруг вас, а вы станете центром, и вас будут считать духовной матерью. Важно выстроить правильные границы. Молитесь Господу. Если ваша миссия будет успешной, неизбежно придет тщеславие. Помните, что оно лечится только болезнями. Если начнет болеть голова или случается другое недомогание, напоминайте себе, что это Господь вас так лечит.
Похожие материалы
Фото Сергей Сафин (Магнитогорская епархия)