«Завтра у меня день рождения. Мне 14. Будут поздравлять дедушки и бабушки, дяди и тети. Обязательно скажут: «Хорошо учись, слушайся родителей, помогай им». Так и хочется всем им сказать: «Да отстаньте вы от меня, надоели!» Мне 14, и я уже самостоятельный, я хочу распоряжаться своей жизнью сам, вон как Валерка из соседней квартиры».
В этих мыслях Андрея накануне его 14-летия было все: и раздражение из-за назиданий, и потребность в самостоятельности, и стремление уйти из-под опеки взрослых. Действительно, подростковый возраст – особое время. Растущий человек уже не ребенок, но еще и не взрослый, он постигает смысл жизни, подвергает критике слова родителей, бурно выражает свои эмоции. Происходит смена интересов. В этом возрасте ведущий вид деятельности – общение со сверстниками. Подросток противопоставляет себя миру взрослых, объединяется с себе подобными. Так возникают группировки со своими законами, субкультурой. Психолог может объяснить, что эти особенности нормальны и даже желательны, т. к. если не прожить этот этап в положенном возрасте, то «бунт» в другой период будет гораздо разрушительней. Подростки прибегают к конфликтам и противодействию как к основному способу достижения независимости. Возникает так называемый юношеский максимализм (или черное, или белое).
То, как подростки справляются со стрессами, вызванными перестройкой тела и новыми социальными ролями, зависит от развития и воспитания в предыдущие годы. Чтобы соответствовать новым требованиям, им приходится использовать все свое умение, силы и средства, накопленные в период детства.
Очень многое зависит от стиля воспитания.
Если родители любили ребенка, уважали его личность, были авторитетом для детей, то и те, в свою очередь, будут проявлять нормальное и разумное поведение: ответственное, независимое, с высокой степенью самоконтроля.
Если в семье был авторитарный тип воспитания, основанный на наказаниях, доминировании родителей, жестком контроле, то подростки становятся зависимыми, тревожными или вызывающе агрессивными, обидчивыми, возмущающимися по любому поводу.
Вседозволенность и невнимательность к детям приводят к тому, что они игнорируют нормы и правила из-за недостаточного самоконтроля, кроме того, ощущают свою неполноценность, неуверенность, которая компенсируется грубостью, развязным поведением.
Понятно, что сердечность и доверяющий контроль авторитетных родителей вселяют спокойствие и возрождают веру в свои силы у подростка. Функция родителей – обеспечить детям чувство защищенности и поддержки, которое возникает, когда их любят и принимают такими, какие они есть. Только чувствуя свою защищенность, человек способен стать независимым. Получил ли это ребенок от родителей, обнаруживается в подростковом возрасте, в том, готов ли ребенок взять на себя взрослые обязанности, может ли регулировать свое поведение и выносить собственные суждения.
…Работая с семьей Андрея, психолог научил обе стороны договариваться, объяснять друг другу свои желания и уважать потребности каждого в семье. Андрей увидел, что родители на его стороне, что их требования во многом обоснованны. И, как он сам признался, «все не так уж плохо».
Родители, в свою очередь, поняли, что их сын иногда нуждается в том, чтобы побыть одному, ему необходимо сочувствие и понимание и что его внутренний мир требует уважения.
Мы не рождаемся с готовыми знаниями, важно учиться всю свою жизнь, постигать новое, не лениться пересматривать свои убеждения, при необходимости корректируя их. В Магнитогорске есть учреждение, где каждый найдет понимание и чуткое отношение к своим проблемам. Уже на протяжении 15 лет помогает семьям обрести гармонию Центр социальной помощи семье и детям. Специалисты высокого уровня, индивидуальный подход и доверительная обстановка гарантируют позитивные результаты. Обращаться можно по адресам:
пр.Металлургов, 6/1, тел. 58-01-26;
пр.К.Маркса, 185, тел. 30-30-66.
а также позвонить по «телефону доверия» 41-55-41 (круглосуточно).