В этом году Южный Урал в третий раз принимал детей в рамках образовательно – просветительского проекта «Университетские смены». В прошлые годы ребята приезжали из Луганска и Донецка – территорий, которые недавно вошли в состав Российской Федерации. На этот раз Магнитогорск посетили тридцать семь подростков в возрасте от 14 до 17 лет из города Мелитополь и посёлков Запорожской области.
Ребята провели в Магнитке десять насыщенных дней – они познакомились с новейшими образовательными технологиями, участвовали в дискуссиях, квестах, тренингах, занимались спортом, посещали экскурсии. В завершении проекта ректор «МГТУ» имени Г. И. Носова Дмитрий Терентьев обратился к участникам:
– В эту «Смену» нам удалось показать наш вуз с лучшей стороны: наши «Кванториум» и «IT-куб» обеспечили детям прохождение разных интересных курсов, за что выражаю благодарность их преподавателям и руководству. О наших гостях тоже могу сказать только хорошее – вы добрые, творческие, креативные люди. Таких замечательных ребят мы будем ради видеть вновь, уже в качестве наших абитуриентов, а в дальнейшем – и студентов.
Задача проекта «Университетские смены» – шире, чем просто знакомство с вузом, преподавателями и атмосферой студенчества. Организаторы стремились показать детям с новых территорий России их перспективы, а также создать для них мотивацию на обучение.
Участники «Смен» поделились своими впечатлением от пребывания на увлекательной программе. Екатерина Пазенко поблагодарила всех, кто трудился для них на проекте:
– Мы познакомились с людьми разных профилей и областей знаний. У нас были занятия связанные с художественной тематикой, с IT-технологиями, нас обучили основам робототехники и программирования. Хочется выразить благодарность нашим педагогам, вожатым, ректору «МГТУ», и всем причастным к созданию нашей «Смены». Вы очень много для нас сделали, вы все – очень большие молодцы! Мы уезжаем из Магнитогорска с большим багажом знаний, и надеемся встретиться вновь.
Участник «Смены» Тимофей Луценко отметил важность полученной информации:
– Больше всего мне запомнилось промышленная робототехника, меня интересует это направление. Думаю, те знания, которые я получил здесь, пригодятся в моей будущей профессии. Я хочу быть конструктором беспилотных летательных аппаратов.
Маргарита Мостовая поделилась эмоциями от пребывания на проекте:
– Мы получили массу новых впечатлений, для нас проводили экскурсии. Мы даже побывали на комбинате! Здесь нам все время было очень интересно!
У Кирилла Гриенко к пребыванию на проекте – практический подход:
– Нам было некогда скучать, мы постоянно были чем-то заняты, нас погружали в новую интересную информацию, и мы рады, что её можно применить с пользой.
Старшим воспитателем для ребят на проекте была Оксана Камышева, она рассказала о его цели:
– Лейтмотив нашей программы – это, конечно, патриотическое воспитание. Мы с гордостью рассказывали о нашем городе, о том, как история Магнитки переплетена с историей Родины. Нашей задачей было показать детям, что Россия развивается, что здесь есть много возможностей. Особенно, для молодых людей, которые хотят учиться.
Оксана Валерьевна работает на проекте третий год – столько же, сколько существуют «Университетские смены». Она является старшим преподавателем кафедры педагогического образования и документоведения в “МГТУ”, занимает пост заместителя директора по воспитательной работе Института гуманитарного образования. Именно она разработала программу для ребят и руководила процессом её реализации. Она рассказала, что те дети, которые до этого уже бывали на проекте в других городах – таких, как Москва, Санкт-Петербург, Казань и Уфа, отмечали, что в Магнитогорске им понравилось больше всего:
– За все три года, что работаю на проекте, я не слышала ни от одного ребенка: «Мне здесь неинтересно, я хочу домой». Мы расстаемся со слезами на глазах, они говорят, что будут скучать. Пока они здесь с нами, они чувствуют себя защищенными. Здесь они 24 часа в сутки и 7 дней в неделю находятся под нашим присмотром и заботой – им хорошо, интересно, у них насыщенный распорядок дня.
Программа, которую подготовили для ребят организаторы называлась «Человек плюс…», она состояла из трех частей – образовательной, экскурсионной, спортивной или развлекательной. Оксана Камышева разъяснила суть программы:
– Ключевая идея: это – человек и мир вокруг него, но в центре – все равно именно он. В эпоху цифровых технологий люди остаются самым ценным, что есть. Ведь все технологии создает и разрабатывает человек. Поэтому мы и называли нашу программу так: «Человек плюс… история, или искусственный интеллект, или литература» – в зависимости от того, что предлагается изучать.
В рамках образовательного блока программы ребята из «Университетских смен» занимались в «Кванториуме» и в «It-кубе»: осваивали 3D-моделирование, робототехнику или дизайн – создавали свой сайт. Они сформировали свои проекты и защитили их, а по окончании получили сертификаты.
Вторым блоком была насыщенная экскурсионная программа. Дети посетили историко-краеведческий музей Магнитки, ознакомились с достопримечательностями города, побывали на городском курорте «Притяжение» и в кинотеатре «Джаз-молл», прошлись по территории комбината, увидели красоту уральских гор с фуникулеров в ГЛЦ. Большое количество позитивных эмоций у ребят вызвали экскурсии в пожарную часть и в питомник «Белый лекарь», где им разрешили брать собак на руки, обниматься с ними и делать фото. В результате у некоторых ребят появилось желание завести своего питомца. Руководители всех этих учреждений предоставляли ребятам возможность бесплатного посещения.
После экскурсионной части программы был спортивный блок, на котором представители «Союза молодых металлургов» провели спартакиаду. Этот блок реализовали в учебно-оздоровительном центре «Юность». Там же представители «Движения первых» проводили с детьми развлекательные и развивающие квизы и игру, в которой познакомили их с городами Челябинской области.
Руководитель спортивного направления МГМОО «Союз Молодых Металлургов» Константин Кутуков рассказал, как прошел их турнир:
– В завершении наших спортивных мероприятий, мы спросили у ребят, понравилось ли детям у нас, в ответ все хором кричали, что очень понравилось. Дети замечательные: воспитанные, культурные, спортивные. Работать с ними было одно удовольствие!
Третий блок – культурно–развлекательный. Студенты «МГТУ», которые были вожатыми на проекте, работали с ребятами в этом направлении. Они специально подготовили мероприятия, и предложили детям разработать тему «Я-бизнесмен». Каждая команда придумывала бизнес и способы продать свой продукт или услугу. Это было экономическое погружение в игровой форме. Также вожатые вместе с ребятами решали различные квесты, логические задачи – так что они смогли почувствовать себя настоящими детективами. Не обошлось на «Смене» и без дискотеки.
В этом году организаторы провели с участниками профориентационную работу: рассказывали о направлениях подготовки в «МГТУ». Студенты поведали ребятам о своей жизни, так что они смогли получить информацию из первых уст. По словам руководителя программы Оксаны Камышевой, их погружение в эту атмосферу было полным:
– В этом году дети жили в том же общежитии, где живут учащиеся вуза. Они заехали в комнаты, в которых живут студенты, походили по переходам университета, посмотрели разные классы, увидели, как они оснащены, познакомились с нашими педагогами.
Работа организаторов проекта оказалась плодотворной. Оксана Валерьевна отметила, что это подтвердилось вскоре после окончания «Смены»:
– На следующий день после того, как ребята вернулись домой, нам стали звонить родители и говорить, что их дети хотят поступить именно в наш университет. Речь идет о выпускниках девятых и одиннадцатых классов, которые бывали в других городах, и у них есть возможность сравнить наш вуз с другими.
В этом году «Университетские смены» в Магнитке посетили будущие студенты из Мелитополя: там не было боевых действий и нет больших разрушений. Этот город находится на расстоянии пятидесяти километров от передовой линии. Оксана Камышева поделилась, как, на её взгляд, проживание на территориях, приграничных к боевой линии соприкосновения, отражается на детях:
– Подростки все это слышат, но в их городе войны не было. Может, поэтому эти дети ничем не отличаются от обычных: они не пережили ужаса войны. Как говорят: дети всегда остаются детьми, они – открытые, общительные, улыбчивые. Как и все подростки – шумные: громко смеются, радуются, хотят быть в постоянном движении, им все время нужно куда-то идти. Но, конечно, понимают окружающую их обстановку, ведь они живут в социуме, и слышат, что говорят родители, смотрят новости. Замечу, ни от одного ребенка не было агрессии ни в наш адрес, ни в адрес России. За то время, что идут «Университетские смены» дети уже успели понять, какое для них это благо – поучаствовать в таких программах. Многие из них сами подают заявки на участие, и только потом согласовывают это с родителями, потому что понимают, что для них это – возможность попутешествовать и узнать что-то новое.
Оксана Валерьевна охарактеризовала психологическое состояние детей, прибывших с мест, рядом с которыми проходит СВО:
– В нашей команде есть психолог. Когда ребята к нам приезжают, мы обязательно проводим с ними тестирование. Часто оно показывает, что на программе присутствуют дети с повышенным уровнем тревожности. Мы не говорили с ними на травмирующие темы, которые могут ввести их в состояние стресса. Нашей задачей было – создать для них эмоционально комфортную атмосферу, чтобы они могли быть здесь и сейчас, радоваться, веселиться и научиться чему-то новому.
Похожие материалы
Фото Мария Филатова; скриншот; МГТУ им. Г.И. Носова