Накануне дня 80-летия снятия блокады Ленинграда в Центральной городской библиотеке им. Б. А. Ручьева состоялась встреча жительниц блокадного Ленинграда с магнитогорской молодежью.
Битва за Ленинград длилась 872 дня, с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944-го. Невиданные трудности и лишения пришлось пережить тем, кто остался в осажденном городе и тем, кто защищал его. Блокада унесла около 1 миллиона жизней, из них более 600 тысяч умерли от голода. Весь мир знает блокадный дневник Тани Савичевой, ставший одним из документов на Нюрнбергском процессе. Память погибших собравшиеся почтили минутой молчания.
На студентов Политехнического колледжа произвел большое впечатление рассказ о том, как питались жители блокадного Ленинграда, из чего состояла скудная пайка хлеба, за которой еще нужно было выстоять очередь на морозе, как обогревались, сжигая в буржуйках остатки мебели, в замерзающем городе, но продолжали жить и работать, строить оборонительные рубежи. Но даже в эти сложнейшие годы люди находили в себе силы творить. Вселяли уверенность и в блокадников, и в красноармейцев стихи Ольги Бергольц, седьмая симфония Шостаковича.
Уже сложилась традиция в последние дни января проводить акцию «Блокадный хлеб», чтобы у молодого поколения было понимание, какой ценой далась блокада Ленинграда.
Людмила Сергеева и Мусира Шайхутдинова не понаслышке знают, что такое блокада, голод, лишения. Они были совсем маленькими детьми, когда началась война, однако цепкая детская память сохранила страшные воспоминания о голоде, холоде, смерти близких, эвакуации, детском доме. Военное детство научило их ценить самые простые радости, сохранять волю к жизни и бесконечную любовь к своей Родине.
Когда началась война, Людмиле Сергеевой было 4,5 года, а ее старшим сестрам 7 и 13 лет. Только с возрастом она в полной мере осознала весь ужас блокады, а тогда, вспоминает она, все время очень хотелось сладкого, Людмила Петровна до сих пор помнит вкус киселя из столярного клея, который пыталась разводить ей мама.
Они почти не видели голубого неба – все время оно было закрыто аэростатами. Дети очень много времени проводили в бомбоубежищах, прятались туда каждый раз, как слышали сирену. На станциях неработающего метро стояли детские кроватки, и дети находились там целыми днями, потому что наверху постоянно взрывались бомбы и снаряды.
Уже в сентябре, когда начался голод, детей детсадовского возраста и младших школьников собрали в детдом. Мамы могли забрать их только на воскресенье – на буржуйке растапливали снег, старались помыть малышей.
Отец Людмилы Сергеевой был моряком, однако перед самой войной перешел работать на военный завод из-за проблем со зрением, по этой же причине его не взяли на фронт. Мужчинам было гораздо тяжелее, ведь им приходилось тяжело работать на производстве, идти до рабочего места через весь заснеженный город. 14 января 1942 года отец пришел с работы, лег и уже не встал. Мама умерла 28 марта того же года. Уже став взрослой, матерью, Людмила Петровна с ужасом в полной мере осознала, каково было женщинам Ленинграда умирать, оставляя малолетних детей.
Вместе со средней сестрой девочка была в детдоме до конца апреля 1942 года, потом детей эвакуировали. Старшая, 13-летняя, сестра осталась в Ленинграде, совершенно одна. Всю войну она работала на военном заводе, вытачивала стаканы для снарядов, жила в общежитии и сполна хлебнула горечи блокады.
– Я хорошо помню, как мы ехали по Ладоге, – рассказала подросткам Людмила Сергеева. – Уже везде лед подтаял, сверху летали самолеты. Нас посадили в маленький такой автобус, двери были сняты специально, чтобы, если что, нас могли бы на лед выкинуть. Наш автобус проехал, а за нами ехала машина бортовая, тоже с людьми, и машина ушла под лед, прямо со всеми, кто был в ней. Это все, ребята, правда, это я сама видела, своими глазами. Потом нас привезли на какой-то вокзал. Там стояли товарные вагоны. Открыли двери, и нас не заводили – заносили нас туда, потому что половина из нас уже не стояли на ногах.
Состав с ленинградскими детьми пришел в Костромскую область, где в одной из деревень для них был организован детдом. Все дети, заведующая, няни были из Ленинграда. Чтобы малыши немного отошли от ужасных переживаний, для них организовывали различные конкурсы, художественную самодеятельность. Как только поступила радостная весть о снятии блокады, все, у кого нашлись родители, вернулись в Ленинград. Тех немногих детей, которые остались, перевезли в другую деревню, где отдали для них половину двухэтажной школы, во второй половине учились деревенские дети.
В детдоме Люда Сергеева провела 10 лет. Вспоминает, какая сплоченность, взаимопомощь в то время была у людей – местные жители с большой заботой и любовью отнеслись к детям блокадного Ленинграда, старались поддержать, покормить их, делились продуктами из своего хозяйства. Была семья, которая хотела удочерить девочку, но не была готова взять всех трех сестер.
Средняя сестра после окончания 7-летней школы уехала в Ленинград, к старшей, устроилась работать на завод, а Людмила Петровна, окончив школу, вместе с подругой пошла учиться в педучилище, на воспитателя детсада. После его окончания перед девушками встал выбор – куда поехать по распределению, и выбрали они Урал. Так Людмила Сергеева оказалась в Магнитогорске, где и живет с 1954 года до сих пор.
Мусиру Шайхутдинову война застала двухлетней малышкой. Ее отец работал на Кировском заводе машинистом паровоза, в начале 1942 года он умер от дистрофии сердца, Мусира с мамой остались вдвоем. Им удалось эвакуироваться из Ленинграда, вернулись в свой город они только в 1945 году. Затем Мусира Абдулхаевна окончила школу, индустриальный техникум и попала по направлению в Магнитогорск, где и живет до сих пор. С Ленинградом по-прежнему связывают ее ниточки – сын Мусиры Шайхутдиновой живет в Санкт-Петербурге. Он капитан первого ранга и служит в аварийно-спасательной службе ВМФ.
В ходе торжественного мероприятия двум жительницам блокадного Ленинграда были вручены нагрудные знаки в честь 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Награды вручали депутат МГСД Виктор Токарев и представитель городского совета ветеранов Константин Вуевич.
– Люди, которые пережили блокаду, – действительно героические люди, – подчеркнул Виктор Иванович. – Те, кто защищали легендарный Ленинград, не жалея своей жизни, были солдатами, но в осажденном Ленинграде оставались еще и женщины, дети, старики, и они тоже являются героями, потому что пережили 800 дней блокады, выжили назло врагам, которые хотели задушить город-герой, но им это не удалось. И сегодня, спустя 80 лет, мы с честью говорим, что люди, которые это пережили, – настоящие герои. Беседуя с ними, чувствуешь их закалку, силу духа. Я преклоняюсь перед этими людьми за их мужество, за то, что они выстояли, и с них нам надо брать пример. Как бы нам трудно ни было сейчас, мы должны быть все вместе, и тогда у нас все получится. Мы живем в великой стране, легендарной Магнитке, которая ковала Победу, и эта память всегда будет с нами.
Похожие материалы
Фото автора