Магнитогорск. В минувшее воскресенье в России отмечали День группы Советских войск в Германии (ГСВГ). Памятная дата для тех, кто нес ратную службу на территории тогдашней Германской Демократической Республика, а это более восьми миллионов человек.
Зарубежное воинское подразделение ГСВГ было создано сразу после окончания Великой Отечественной войны. Группа прекратила свое существование в 1994 году, но ее значение неоспоримо, она была мощным фактором в системе стратегии сдерживания, которую СССР выработал в ответ на создание блока НАТО.
Войска Группы Советских войск в Германии относились к первому стратегическому эшелону – войскам прикрытия. Считалось, что они должны были удержаться на линии границы Германской Демократической Республики до мобилизации всех Вооруженных Сил СССР и стран, входивших в Организацию Варшавского договора.
За все годы существования Группы службу в ней прошли около 50 тысяч южноуральцев, среди них 5 тысяч жителей Магнитогорска.
В 1976 – 1977 годах в течение полутора лет служил в Группе Советских войск, в зенитно-ракетном полку, дислоцировавшемся возле старинного городка Галле, магнитогорец Александр Петров.
Его, в ту пору 20-летнего студента-вечерника горно-металлургического института, работавшего в ПШЦ Магнитогорского металлургического комбината, призвали в армию и отправили сначала в «учебку». Там учили так, что на шинели ворса не осталось – весь от упорных тренировок стерся. А потом как лучшего выпускника – в элитные войска. Такими тогда считалась зарубежная Группа советских войск.
Туда направляли служить только самых толковых и образованных ребят. И военная техника – ракетные комплексы, вертолеты, гранатометы, автоматы – все там было самым современным. Александр Петров попал в зенитно-ракетный полк, который в случае необходимости должен был прикрывать мотострелковую гвардейскую дивизию от нападения с воздуха. Ракетчики охраняли границу между двумя Германиями – ГДР и ФРГ от самолетов НАТО.
Превосходство советских войск наши предполагаемые противники считали неоспоримым фактором. Наши подразделения, размещенные в ГДР, были для них серьезным отрезвляющим средством.
Военнослужащие постоянно повышали свой уровень подготовки. За время службы Александр, к примеру, дважды сдавал государственные экзамены на военном полигоне в казахстанской степи, куда их, ракетчиков, привозили воинскими эшелонами. Они занимались пуском ракет по воздушным целям – самолетам и крылатым ракетам. За каждую удачную стрельбу (а неудачи в принципе не допускались) полагался 10-дневный отпуск домой.
В Германии парня с Южного Урала поражало многое – бабушки, преспокойно разъезжающие на велосипедах, молоко в бутылках, которые молочники по вечерам ставили у дверей домов, и никому даже в голову не приходило их стащить, гробовая тишина на улицах городка Галле после 18 часов, беспрекословное подчинение сигналам светофоров – даже на абсолютно пустой улице немец никогда не переходил на красный свет. И очень уважительное отношение к полицейским.
Достопримечательностью дивизии был Дом офицеров. Говорили, что с его балкона Гитлер выступал перед летчиками люфтваффе – германских военно-воздушных сил, чья школа располагалась там в годы Второй мировой войны.
Вопреки расхожему мнению Александр Петров утверждает, что в те годы в ГДР к нашим воинам относились неплохо. Немцы преклонного возраста все хорошо говорили по-русски, молодежь с удовольствием участвовала в парадах духовых оркестров, в том числе и в День Победы 9 Мая. Немецкие девчата, «вооруженные» духовыми инструментами, в белых коротких юбочках бравурно маршировали вслед за советским военным оркестром. С удовольствие фотографировались на память. Наши солдаты были в восторге.
Воинская школа, которую Александр Васильевич прошел в Германии, пригодилась и в дальнейшей жизни – дисциплина, четкое выполнение заданий поощрялись и на металлургическом комбинате, где Петров отработал всю жизнь, став ветеранов предприятия и Почетным пенсионером.
Фото Динара ВОРОНЦОВА