Александр Олегович МОРОЗОВ, председатель Магнитогорского городского Собрания:
– Конечно, я помню многих своих учителей – немецкого языка, русского, литературы, физики, географии… Например, часто вспоминаю учителя математики – ныне здравствующую Валентину Васильевну ДУБСКИХ и, к сожалению, уже ушедшего из жизни учителя физкультуры Анатолия Григорьевича Бочкарева.
Десять лет, проведенных в стенах одной и той же школы №53, остались в моем сердце. До сих пор знаю расположение кабинетов, виды из каждого окна. Многие годы мне наша школа снилась, снились уроки, одноклассники. Сейчас все это, конечно, растворилось. Много других событий в жизни. Но школа всегда остается на большом значимом месте. Вспоминаю ее и своих учителей с теплотой и благодарностью.
Илья Сергеевич КОЖЕВНИКОВ, директор Магнитогорского театра оперы и балета:
– Учителя играют очень важную роль в жизни каждого человека. И мне очень повезло с педагогами, в том числе с преподавателями профессиональных учебных заведений. И в Магнитогорском музыкальном училище, и на высшей ступени образования у меня были потрясающие педагоги, которым я не устаю кланяться до земли.
В Магнитогорске мне посчастливилось учиться у легендарного хорового дирижера Светланы Васильевны СИНДИНОЙ – с ней нас по сей день связывает дружба. В музыкальной истории нашего города это человек-эпоха.
Светлана Васильевна – это всегда праздник, приятное общение. Это профессионал высочайшей пробы, очень талантливый, разносторонний, мудрый человек и человек неукротимой, безудержной энергии – ей могут позавидовать даже молодые люди.
Все, кому повезло учиться у Светланы Васильевны, отмечают, что она не просто учила – в моем случае дирижированию, но и воспитывала как музыканта, ведь она сама – прекрасный, очень интересный музыкант, всю жизнь работала с хоровыми коллективами, в том числе с прославленной магнитогорской капеллой. Была создателем камерного хора, много десятилетий посвятила смешанному хору Магнитогорского музыкального училища. Учиться у такого педагога было счастьем.
Я очень рад, что Светлана Васильевна, долгое время работавшая в нашем театре, и сегодня в курсе всех наших дел, она здесь частый гость, порой может дать очень ценный совет и мне, и артистам. Она остается для нас добрым другом и наставником. Это человек с открытым сердцем, очень деликатный, всегда готовый прийти на помощь, поддержать, подсказать. Ее очень уважают в нашем коллективе. В День учителя хочу еще раз сердечно поблагодарить Светлану Васильевну за ее великий труд и огромный вклад в развитие музыкальной культуры нашего города.
Евгения Сергеевна ШЕМЯКИНА, учитель информатики школы №20:
– Математика в нашей семье – любимый предмет, в этом увлечении очень большую поддержку я ощутила со стороны моего учителя математики Инны Валерьевны ЛЯМИНОЙ, у которой я училась в школе №65. Она и сейчас преподает, правда, теперь уже информатику. Благодаря ей я еще больше полюбила точные науки, стала лучше понимать математику и связала свою жизнь с информатикой. Инна Валерьевна – очень добрый и терпеливый учитель, она с большим уважением относится к ученикам, готова объяснять материал столько раз, сколько нужно. Мы всегда могли подойти к ней и переспросить ее о каких-то сложных моментах. Поэтому во время экзаменов для меня не представляли больших трудностей любые темы из алгебры и геометрии. Благодаря Инне Валерьевне я смогла выбрать свою профессию, которая стала для меня любимой. Я очень благодарна своему учителю за эту возможность.
Сания Ахметовна НИЗАМУТДИНОВА, учитель русского языка и литературы, 48 лет педстажа. Начинала свой трудовой путь в деревне Ольховка, затем работала в школах №42 и 28 Магнитогорска.
– Многие из нас вспоминают своих учителей и часто ли? Наверное, нет, разве что в День учителя. И это естественно: нам некогда, у нас дела, да и многих наших любимых учителей уже нет.
Моей учительницы, благодаря которой школа стала моим призванием, моей жизнью, тоже давно уже нет. Звали ее Александра Павловна Живова. Простая, скромная, но с каким-то внутренним обаянием и необыкновенным тактом, она была для нас не просто учителем, а каким-то неземным божеством. Мы, например, не могли представить даже, что она моет пол, занимается каким-то обычным делом. Все, что она говорила, о чем рассказывала, не подвергалось никакому сомнению.
Она вела нас с первого по третий класс, но сумела сделать то, что доступно не каждому учителю: она из нас, обычных поселковых ребятишек, сформировала коллектив, который существует до сих пор. Мы поддерживаем отношения и сейчас, хотя все уже далеко не молоды, и у каждого своя дорога, и дороги эти почти не пересекались, но начинались они все в школе № 36 на поселке Новотуковом вместе с Александрой Павловной. Светлая ей память!
Юлия Александровна МАЗНИНА, преподаватель кафедры информатики и информационной безопасности, дисциплины «Технологии и методы программирования», «Анализ безопасности ПО» ФГБОУ ВО «МГТУ имени Г. И. Носова»:
– В начальных классах я училась в школе №3 по улице Московской. Тогда там рядом был магазин «Рассвет». В школу пошла в шесть лет и начала учиться я не с первого класса, а с «нулевки», как тогда говорили. В этот «нулевой» год обучения у нас была продленка – после уроков мы оставались в школе, был обед, прогулка и сончас. Потом делали домашние задания и посещали кружки. Моей первой учительницей была Лидия Алексеевна Заводчикова, а в продленке с нами была Алла Михайловна Силукова. Лидия Алексеевна была строгой, очень следила и за успеваемостью, и за дисциплиной, но при этом была очень доброжелательной.
Из учебного процесса помню немного, к сожалению. Но зато хорошо помню, как следили за своим поведением на неделе и каждую пятницу выстраивались к столу Лидии Алексеевны, чтобы получить оценки за прилежание и поведение (их выставляли в дневнике в графах субботы), и расстраивались, если они оказывались хуже, чем обычно. Еще одно из ярких впечатлений – как измеряли технику чтения, заходя в кабинет по одному. Так не хотелось, чтобы она была хуже, чем в прошлый раз. Как сейчас понимаю, ровным, спокойным ритмом занятий и уважительным, но требовательным общением с нами, Лидия Алексеевна мотивировала нас на прилежное и внимательное отношение ко всему – к учебе, к отношениям с людьми, к жизни.
А Алла Михайловна была разговорчивой и мягкой. Иногда раздавала нам конфеты после сончаса и водила в живой уголок, где были морские свинки. Такие походы случались не часто и были моей постоянной мечтой весь первый класс.
Когда в пятом классе я перешла в новую школу в новых районах, где было больше людей, больше педагогов, и сама жизнь стала более напряженной, так как началась перестройка, начальная школа стала казаться островком спокойствия и вспоминаться с теплотой и даже порой сожалением, что школу пришлось сменить.
Анатолий ЕФИМЕНКО, заместитель председателя Общественной палаты Магнитогорска, председатель в комиссии по вопросам экологии, охраны окружающей среды, социально-экологическим вопросам:
– Я окончил школу в 1982 году. Не могу не вспомнить своего классного руководителя в 9-10 классе (тогда еще была десятилетка), учителя химии Галину Серафимовну КОВЫЛИНУ.
В то время (мое поколение помнит точно!) учителя химии почему-то повсеместно имели славу жестких и своеобразных преподавателей. Такую харизматичность имела и наша Галина Серафимовна. Мало того, она была еще и мастером спорта по конькобежному спорту!
За эти два года ее классного руководства ситуации были разные, были и такие, за которые до сих пор стыдно, да и отношения между самими педагогами тоже порой своеобразные. Так вот, порядочней и честнее человека (что называется, «своих не бросаем») встретишь редко!
Галина Серафимовна научила нас не только химии, но и тому, что важно оставаться человеком в любой ситуации, а это главный предмет в жизни. За это ей огромная благодарность, думаю, от всего нашего 10а школы №6 Магнитогорска! Галина Серафимовна, несмотря на свой возраст, до сих пор активна и молода душой. Совсем недавно она была на нашей встрече одноклассников. Спасибо ей и низкий поклон!
Многодетная мама, руководитель центра поддержки семьи, материнства и детства «Дом для мамы» Наталья ЯНАКОВА вспоминает свою первую учительницу Лидию Ивановну.
– Лидия Ивановна была возрастным учителем, на тот момент годилась нам в бабушки. Она была очень сильным педагогом старой закалки. Всегда очень тактично подходила к каждому ребенку, разбирала все конфликтные ситуации между ребятами в нашем классе. Когда мы пришли в первый класс, это был 1986 год, практически все не умели читать, начинали с букваря, все вместе учили буквы. Учитель никогда на нас не повышала голос, относилась к нам с теплотой, как настоящая бабушка. Мы могли спокойно подойти и задать любой вопрос, она всегда подробно все рассказывала и объясняла. Не знаю, откуда у нее было столько терпения. Лидия Ивановна всегда говорила, что закладка фундамента личности на 90 % происходит в начальной школе. У меня остались только положительные воспоминания о ней и о том времени.
Старший инспектор группы пропаганды БДД отдела Госавтоинспекции г. Магнитогорска Нонна ГЕЙНЦ:
Несомненно, педагоги оставляют большой след в душе каждого ребенка, особенно первый учитель, а также учителя -предметники. Мне повезло, что по роду деятельности я продолжаю сотрудничество с моим учителем истории Ермаковой Татьяной Николаевной, которая сейчас преподает ОБЖ и организует работу по обучению школьников ПДД в МОУ «СОШ №10 им В.П. Поляничко».
Татьяна Николаевна преподавала у нас историю в 6-7 классах, потом семья переехала, та как ее супруг был военнослужащим. Я была приятно удивлена, встретив ее снова, когда пришла на службу. В августе мы вновь увиделись на приемке школы, Татьяна Николаевна подготовила школу к новому учебному году, продемонстрировала полное оборудование кабинета по изучению ПДД, организовала проведение родительского собрания для первоклассников.
Ее уроки запомнились добрым отношением к детям и любовью к профессии учителя, которую Татьяна Николаевна пронесла через всю жизнь, посвятив себя педагогике. По истории, как и по другим предметам, у меня были 4 и 5.
Много педагогов еще хотелось бы отметить. Это Ольга Анатольевна Семиздралова, Никулина Елена Александровна, Ненашева Татьяна Александровна – каждый из них внес частичку своей души в становление нас как личностей, давал наставления по учебе, учил нас учиться. В целом, многие черты и навыки мы впитывали неосознанно, и только повзрослев, смогли это понять и оценить, стараясь быть похожими на своих учителей — талантливых педагогов, посвятивших свою жизнь детям!
Еще хотелось бы отметить нашего классного руководителя – это Хилинский Павел Геннадьевич. Он научил нас быть одной командой! Организовывал для нас выезды на хоккейные матчи и в театр Пушкина на рок-оперу «Юнона и Авось», а еще – выезды на картошку.
Наш класс поддерживает дружеские отношения, раз в 5 лет наш классный руководитель устраивает встречи. Последняя состоялась на Банном, в честь 20-летия выпуска. Мы встретились на том же месте, куда выезжали на выпускной в 11 классе.
Ректор МГТУ им. Г.И. Носова, доцент Дмитрий ТЕРЕНТЬЕВ:
– Я учился и окончил школу в Белорецке. Все 10 лет учился в гимназии № 14, в которой работали и работают прекрасные педагоги. С 4 по 11 класс классным руководителем у нас была Любовь Викторовна Салова – учитель литературы и русского языка. Очень строгий и принципиальный преподаватель, но при этом очень справедливый, которая привила нам грамотность. Так что в своей работе я сам стараюсь вычитывать все документы. И, конечно же, мы просто впитали любовь к литературе, к чтению. На протяжении шести лет я принимал участие в конкурсе чтецов, к которому мы всегда долго готовились с Любовью Викторовной. Во Дворце культуры читал стихотворения и прозу. У меня в памяти момент: 4 класс, мы только пришли после начальной школы к этому педагогу и она проводила нулевой срез. Вызвала меня к доске, под диктовку мелом записывал разные слова. Никак не давалось мне слово плоскогубцы и она мне повторяла: “Плоские губы, плоские губы!” С годами вспоминаешь все эти моменты, и я очень благодарен своему Учителю за любовь к литературе, к русскому языку, грамотности написания и изложения своих мыслей.
Руководитель ТОС №11 Сергей СОРОКИН:
– Я заканчивал Арсинскую среднюю школу в Нагайбакском районе. Первым учителем была Ольга Геннадьевна Павлова. Она с нами была еще с детского сада. Сначала работала воспитателем. Она так над нами хлопотала, как курочка с цыплятами, заботилась о нас. Я в детстве был очень озорным мальчишкой. Любил сбегать из садика. Убегу рыбачить на болото, да еще других мальчишек за собой увлеку. Хотели рыбу ловить. А там никогда и рыбы-то не было, одни лягушки. Измажемся все, грязные. Она прибежит, нас вытащит. Потом, чтобы никто не сбегал, она веревочки прикалывала к своему халату и к нам привязывала, и вот мы, как телята, за ней ходили. Играть хочется побежать, а – никак. Так отучила меня убегать. Еще, бывало, домой приходила, с родителями общалась, спрашивала: что ребенок делает сам, заправляет ли кровать, убирает ли игрушки, помогает ли по дому?
Потом мы перешли в нулевой класс. Она стала нашим учителем. Позже преподавала в начальной школе, потом ушла в среднюю, вела математику, затем – алгебру. Ольга Геннадьевна никогда ни на кого не кричала. Всегда всех спокойно выслушивала, понимала, разбирала разные ситуации. Если нужно было, даже после уроков оставляла, спрашивала, какие проблемы есть, может ли помочь решить. Все мы, окончив школу, не забываем про Ольгу Геннадьевну, стараемся поздравлять с Днем рождения, с Днем учителя.
Когда наш ТОС стал победителем в конкурсе «Лучшая практика ТОС», Ольга Геннадьевна, узнав об этом, позвонила мне и поздравила. Это было для меня большой, но очень приятной неожиданностью!
Я благодарен своему учителю за то, что она научила меня важным вещам – сдержанности и стремлению добраться до сути проблемы.