«Событие, объединяющее все отрасли магнитогорского бизнеса» – такова заявленная организаторами суть фестиваля «Солянка», который прошел 5 августа на парковке за ТК «Континент» в парке у Вечного огня.
В фестивале приняли участие 80 компаний самых различных сфер: моды, дизайна, театра, исполнительского искусства, музыки, спорта, интеллектуальных развлечений, декоративно-прикладного искусства. Посетителям фестиваля было чем и полакомится – производители представили разнообразную и вкусную еду.
Сначала немного истории. «Солянку» придумали в городской администрации. Идею удалось воплотит не сразу, помешала пандемия. Но все проходит, и после снятия ограничений первая «Солянка» показала себя, да еще как! Случилось это осенью 2022 года, а весной 2023 -го фестиваль «Солянка» стал победителем конкурса Министерства промышленности и торговли Российской Федерации «Торговля России 2023» в номинации «Лучший торговый фестиваль». Такое бодрое начало ко многому обязывает, и организаторы постарались сделать нынешний фестиваль еще лучше.
– Мы извлекли уроки из опыта прошлого года, помогла в этом обратная связь, всем тогда очень понравилось, – рассказала заместитель главы города Александра МАКАРОВА. – Все высказали мнение, что фестиваль интересный и очень нужный. С февраля мы начали готовиться, прорабатывать детали, был круглый стол с предпринимателями. Это еще только второй год, мы экспериментируем и со временем тоже. Я думаю, найдем золотую середину и по времени в сезоне, когда проводить эту «Солянку», и по продолжительности. Планировали до 16 часов делать, но резиденты сами заказали время с 12 до 20 часов, сказав, что у них хватит сил. Количество резидентов менялось до вчерашнего дня. Сейчас их у нас восемьдесят, это вдвое больше, чем на первой «Солянке». Этот фестиваль ежегодный, и мы будем только прирастать резидентами.
Организаторы «Солянки» рассчитывали на все категории граждан, поэтому решили угодить и людям старшего поколения, которые все дела стараются сделать до обеда, и молодежи, которая встает чуть попозже. Расчет был правильным, это стало очевидным с первых минут работы фестиваля.
– Очень ждем отзывы от посетителей, от самих резидентов, – сказала Александра Николаевна. – Сегодня много нового произойдет. Постараемся познакомиться с каждым резидентом, все они подготовили визитные карточки, покажут мастер-классы. У нас спикеры из Белорецка, с Чуйского района. Лекторы из Златоуста, Екатеринбурга и Магнитогорска поделятся секретами успешных проектов.
Жизнь – любимому делу
Виталий САБУРОВ привез на фестиваль целую «батарею» стеклянных банок под железными крышками. Смотреть на эту красоту голодному нельзя, потому что в банках тушенка и каши с мясом. У предпринимателя есть бизнес, приносящий основной доход, а тушенка – это по любви.
– Наша компания называется «Мясное ремесло», цех расположен в Магнитогорске, – рассказал Виталий. – Производство, приближенное к домашнему, но не на домашней кухне все это делается, конечно. Сами любим тушенку, сделали, раздали друзьям, всем понравилось. Открылись этой весной, вышли на объем. Мы работаем с деревенским мясом, но и без «промки» никуда. Сотрудничаем с такими крупными организациями, как «Мираторг» и «Ариант».
Екатерина ПУЗАНОВА шьет одежду по славянскому крою. При этом использует только натуральные ткани – лен, хлорок и сатин. Ее платья вне конкуренции именно в жаркие летние дни, и тематика близка россиянам, помнящим о своих корнях.
– У нас не только одежда, а еще обереговые куклы, игрушки, – сказала Екатерина. – Все из натуральных материалов, внутри вата. Я сама все придумываю и делаю уже два года. Просто потому, что с самого детства была влюблена в славянскую культуру. По образованию я дизайнер одежды, училась в МаГУ.
Платья и куклы рождаются в домашней мастерской, муж всячески поддерживает творческие начинания Екатерины Пузановой. Реализует свои изделия в интернете, выкладывая фотографии на страничке во ВКонтакте. Интересуются и покупают, по выражению мастерицы, «и бабушки, и молодые люди». В «Солянке участвует во второй раз.
– Я впервые тогда представила свою линию одежды, вывела ее в свет, можно сказать, – вспомнила Екатерина. — Это здорово – открываться людям, показывать себя. На фестивале меня узнали, пошли индивидуальные заказы. Люди узнают, говорят: «Ой, мы вас на «Солянке» видели!».
Вадим МУХАМЕТДИНОВ и его родной брат привезли на фестиваль кованые изделия – мангалы, качели, скамейки, столы. Это единственная экспозиция, не спрятанная под шатром. Горожане, пришедшие на фестиваль, сразу обращают внимание на мангал в виде паровоза.
– Сколько стоит этот мангал? – интересуется одна из посетительниц. – Это мангал и коптильня, два в одном, пятьдесят тысяч рублей, – отвечает Вадим.
Компания братьев Мухаметдиновых называется «Ковкорт», восьмой год они работают в цехе на Западном шоссе. Чаще всего владельцы частных домов в городских поселках заказывают мастерам ворота, калитки и навесы. Ну а что касается выставочных экземпляров, среди которых даже мини-парусник есть, то и они без хозяев долго не остаются.
– Мы второй раз участвуем «Солянке», – говорит Вадим. – В прошлом году половину выставленных изделий продали прямо во время фестиваля.
Роман МАЛЫШЕВ всю жизнь занимается пчеловодством. На фестиваль «Солянка» приехал товарищами по «сладкому бизнесу» из села Красная Башкирия Абзелиловского района. Кроме меда, они привезли в Магнитогорск прополис, пыльцу, пергу и многое другое, практически все продукты пчеловодства.
– Мой прадед был пчеловодом, я вырос на пасеке у деда Савватия, – рассказал Роман. – У православных именно Савватий и Зосима являются покровителями пчеловодов, так у меня есть свой личный дед Савватий. Я кочевой пчеловод, у меня сейчас пасеки находятся в нескольких регионах. Сейчас представляю кооператив пчеловодов, нас не менее двенадцати человек, – рассказал Роман. – У нас кочевые и стационарные пасеки в живописных уголках Башкортостана. В Белорецком районе у Димы ДУБРОВСКОГО пасека в урочище Худайбердино, труднодоступном и очень красивом месте. У Марса ХИМАТУЛИНА возле Красноусольска стационарная пасека. У нас есть и мед и белой акации, это Ростовская и Воронежская область. Но все равно мы делаем ставку на нашу башкирскую липу, это король медов, я так считаю. Участвую во многих мероприятиях, и знаю, что людям нравятся именно те меда, которые ближе территориально. Мы сейчас двигаемся в сторону агротуризма, потому что людям уже недостаточно просто есть наш мед. Им охота приехать, посмотреть, самим откачать мед, увидеть весь этот процесс и просто отдохнуть. Тем более, все пасеки у нас находятся там, где нет сотовой связи. Можно хоть на время спрятаться от мира, и на такой вид отдыха есть запрос.
Пчеловоды пользуются мерами государственной поддержки, им возместили часть затрат на приобретение ульев и пчел. К слову, у Романа за два года количество пчелосемей увеличилось в шесть раз – с сотни до шестисот. Продукция пчеловодов кооператива заслужила звание «Продукт Башкортостана». Сейчас башкирские пчеловоды работают над сертификацией продукции, будут «заходить» в большие магазины.
– Ритейлеры сейчас хотят организовать полки для быстрого вхождения фермеров со своей продукцией, есть запрос на покупки у прямого производителя, – сказал Роман. – Магнитогорск основной наш потребитель. А фестиваль что нам дает? Это имиджевое мероприятие, реализация не главная цель. На таких мероприятиях нас узнают, в первую очередь. Мы общаемся между собой, узнавая что-то новое по тем же мерам поддержки.
Фестивальный марафон
Организаторы постарались сделать все для того, чтобы взаимный интерес посетителей и участников не угасал на протяжение восьми фестивальных часов. Все заявленное в программе состоялось, и каждый мог найти для себя что-то интересное, познавательное и вкусное. Любителей жареного мяса по традиции ждали на мангальной площадке парка. Там состоялось шоу шашлыков известного магнитогорского производителя. Как и в прошлом году, организаторы подготовили множество сюрпризов для гостей фестиваля – впервые на сцену вместе с артистами выходили и местные производители, выступая сольно и в сотрудничестве с шоу-коллективами.
– Мне понравился мастер-класс от Центра танца «Dance People», – сказала одна из посетительниц фестиваля, назвавшаяся Мариной. – У меня дочь второй год занимается в Центре, замечательные преподаватели у нас, шикарные шоу-номера показали.
Помимо культурной программы с театрализованными представлениями, презентациями, показами мод и мастер-классами, в рамках фестиваля состоялась «КОФЕренция» – лекторий и бариста-баттл с участием кофеваров Уральского федерального округа. Жюри оценивали мастерство участников в двух конкурсах: «Латте арт Баттл» – умение рисовать молочной пеной на поверхности эспрессо и «Брю Баттл» – заваривание самого вкусного кофе. Тут один запах чего стоил! После битвы кофейных дел мастеров начал работу лекторий, где талантливые городские предприниматели и спикеры из Златоуста и Екатеринбурга делились секретами успешно реализованных проектов. Дарья РЯДОЗУБОВА из Екатеринбурга рассказала о сенсорике в кофе.
– Суть сенсорного анализа в том, что оценку кофе дают не профессиональные дегустаторы, а обычные потребители, которые при описании своих ощущений от запаха и вкуса используют строго определенную схему, – объяснила Дарья. – А на основе данных, полученных от этих людей, специалисты определяют объективную картину качества кофе.
Ольга ЦЕННЕР из Златоуста представила концепцию легендарной ресторации «Счастливый кузюк». Секреты сервиса и гостеприимства раскрыл Павел КУРАНОВ, управляющий проектами «Мясобар», «Горячие приветы» и «Нескучная восточка». О развитии, этапах становления и продвижении «Кофеточки» рассказал ее совладелец Михаил ШУМИЛОВ. О пути от официанта к управляющему и собственнику бизнеса поведал Виктор ЧИГВИНЦЕВ, владелец проекта «Мама испекла» и управляющий ресторанами «УралРесторанГруп»».
Поможем «Солянке»!
Организаторы фестиваля «Солянка» подали заявку на соискание престижной премии «Russian Traveler Awards». Чтобы поддержать город и помочь фестивалю победить, нужно проголосовать за мероприятие на сайте премии. Отдать голос можно неограниченное количество раз, но не чаще одного раза в сутки. Голосование продлится до 31 октября 2023 года. Итоги будут подведены в ноябре 2023 года и опубликованы на сайте: rtraveler.ru и в журнале «Russian Traveler».