Кукольная мастерская расположилась в одном из домой уютного Ленинского района. Из рук нашей землячки Галины МАКСИМОВОЙ появляются настоящие чудеса.
Персонажи с характером
Здесь появляются на свет волки, которые не кусаются, драконы, не палящие огнем, Баба Яга, которая не ест маленьких деток, и много других добрых персонажей – ведь ее мастерская так и называется: «Добрые шедевры».
– Я люблю свою работу, – говорит Галина. – Я шью игрушки, которые уезжают туда, где я никогда не побываю. У них начинается своя жизнь, своя история. Я исполняю чьи-то мечты.
Первую свою игрушку, маленького ослика, Галина сшила, когда ей было еще 6 лет, и с тех пор эти мягкие друзья сопутствуют ей на протяжении всей жизни. Кружок мягкой игрушки, художественная школа, худграф МГПИ, потом Детская картинная галерея, где Галина уже преподавала мягкую игрушку сама. Все это время она продолжала создавать тряпичных персонажей, пока однажды не осознала, что это хобби может стать основным видом заработка: она создала на заказ персонажей рождественского вертепа для кукольного театра и впервые услышала вопрос: «А почему ты свои игрушки не продаешь?».
Первое время мастерица сдавала свои работы в магазин «Фея комода», участвовала в ярмарках. Потом появилась возможность реализовывать творения через интернет. Свои игрушки Галина выставила на портале «Ярмарка мастеров», однако первые продажи начались только через полгода, вспоминает она. Второй год мастерица ведет свой блог в сети «ВКонтакте» – делится творчеством и историей их создания, принимает заказы.
В большинстве случаев образы игрушек – идеи заказчиков. Часто это персонажи мультфильмов или компьютерных игр, например, большой популярностью пользуются герои мультика «Коралина».
– Когда я его посмотрела, мне и самой было интересно сшить эту куклу с глазками-пуговками, – рассказывает Галина Максимова. – Я сшила для себя, ради интереса, выставила на «Ярмарке мастеров», и она стала популярной. Я сделала их уже достаточно много, по ходу оттачивалась технология. Потом из этого мультфильма просили сделать и других героев.
Для того, чтобы понять характер персонажа, мастерица может часами пересматривать мультфильмы, кадры из компьютерных игр. Для тех кукол, которые заказывают часто, например, Соник и другие персонажи из этого мультфильма, уже проработаны выкройки: в мастерской немало папок с ними – на многих пометки, где что-то поправить, добавить, убавить… – процесс творческий, и каждая новая кукла становится все совершеннее. Если куклу шила давно, и ее вновь заказали, порой приходится перерыть архивы фотографий, вспоминать, как ее делала, расшифровывать записи.
Некоторое количество наиболее популярных кукол, которых часто заказывают, у мастерицы всегда есть в наличии, для тех, кому нужно «прямо сейчас», порой только приходится что-то добавить.
– Вышиваю улыбку по желанию заказчика, – улыбается Галина. – Потому что кому-то нравится с улыбкой, некоторым с другим выражением лица.
В мастерской висит целая связка длинноногих страусят. Это марионетки, но «пульт управления» они обретут только перед отправкой – так удобнее хранить. Есть целая коллекция бабушек и дедушек, башкирских и русских, милых сувениров, каждый со своим характером, а на основании из бересты – добрые пожелания на русском и башкирском языках.
Необычные идеи и решения
В руках Галины обретают свой характер даже тканевые бананы, кактусы и брокколи – каждый становится оригинальным персонажем.
– Когда я пишу «Сошьем любые безумные идеи», я не шучу! – говорит Галина. – Самая безумная пока была – сделать персонажа компьютерной игры «Диско элизиум» в виде… гуся. При этом передать основные черты персонажа – усталость и последствия разгульной жизни, плюс характерные бакенбарды, пиджачок и галстук.
Пришлось пересмотреть кадры из игры, десятки различных гусей – живых и плюшевых, сделать немало эскизов, потрудиться над подбором тканей для костюма. Такие сложные заказы и самой мастерице делать гораздо интереснее, а потоковые – это деньги, без них никак,
Самым сложным своим творением Галина называет одного из персонажей, пожилую полную женщину – однажды ей захотелось сделать такую достаточно большую куклу из самозатвердевающего пластика ростом с трехлетнего ребенка.
– Внутри каркас из толстой крепкой проволоки, мятая газета, синтепон. Чулки с рынка, ткань старинного платья, свитер, переделанный в кофту. Детские галоши. И где нашла? – вспоминает кукольных дел мастер.
Кукла эта живет сейчас в одной магнитогорской семье.
Порой необычные идеи требуют необычных решений. Например, в мультфильме «Коралина» у одной девочки из детей-призраков кудрявые локоны. Как их сделать из пряжи? Мастерица потратила немало времени на эксперименты: накручивала пряжу на бумажные трубочки, смачивала раствором с ПВА, сушила в духовке, но со временем локоны всё же распрямлялись. Лак не помогал тоже. Пришлось взять в руки крючок и освоить вязание. Вязаные спиральки должны держаться долго.
Очень много кукол уезжает в Москву и другие города России. Немало работ Галины Максимовой живут и за рубежом – в США, Германии, Чили, ЮАР. Одна игрушка недавно отправилась в Америку, и хозяин прислал автору фотосессию своей красотки в новой стране.
Делает Галина миниатюрные диванчики для кукол и для маленьких игрушек.
Они не только украшают кукольный интерьер, но и приносит пользу: почти все они – шкатулки, в выдвижном ящичке можно хранить всякие разные мелочи.
Есть у Галины мечта – сшить черта. Она даже спрашивала у читателей своего блога, каким он может быть – от гоголевского черта до зеленых чертенят. А может это будет 13-й из одноименного мультфильма? Или даже все вместе? Покажет жизнь.
Какой ты, Петрушка?
Из рук Глины Максимовой вышло немало персонажей для детских театров – перчаточные мишки, лисички, зайчики, ежики…
– Кукольный театр – это самые настоящие живые куклы, практически волшебство. Очень цeнно в этом участвовать, – говорит она. – Вот с этой козой расставаться жаль, хотя она уже третья, но у каждой свой характер. Надо было сшить эту куклу на руку лет 20 назад, играла бы со своими детьми.
Для того, чтобы шить театральных кукол, нужен не только хороший вкус, но и точность, выверенность, аккуратность, скрупулезность, ювелирность, считает мастерица, потому что и тут порой заказчики ставят непростые цели.
– Была задача: сделать 13 кукол на руку, выразительных и крепких одновременно. И, главное, легких! Не больше 100 грамм каждая – артистка, которая с ними выступает, кукол возит везде с собой самолетом, – рассказывает Галина. – После экспериментов с синтепоном, холофайбером, поролоном, когда шила каждую голову и взвешивала, пробовала постирать, чтобы понять, как игрушка будет сохнуть, оказалось, что в качестве основы для голов лучше всего пенопласт.
Бывает, что для кукольного театра требуются и необычные персонажи – таков уж замысел автора. Например, этой зимой для рождественского вертепа, который играют юные актеры, кроме стандартных Ирода, Марии, ангелов потребовался… паук. И он получился таким симпатягой, что каждый из ребят хотел выступать именно с ним, написала Галине заказчица.
Среди кукольных персонажей встречаются даже исторические деятели, например, Петр Первый, Екатерина Вторая и даже Гитлер – для спектакля, как Петрушка ходил на войну. Портретное сходство удивительно.
И, конечно же, не обойтись без самого главного персонажа народного театра.
Один из Петрушек авторства нашей землячки, копия известной носатой куклы-перчатки народного бродячего кукольника конца XIX – начала XX века Ивана Зайцева, долгое время выступал с томским артистом Александром ГРИНЧУКОМ.
– С этим Петром Ивановичем мы побывали на Фестивале «Мир Сибири», дав в 2018 там два представления, на Фестивале «Праздник Топора» в Томске давали до 10 представлений за день, и в дождь, и в зной все дни фестиваля. И в – 30 играли, даже в лютый мороз с публики копейки собирали… Петрушка разделил со мной все: первые показы, первый смех публики, первые далекие поездки… Думаете это для меня очередная кукла? Нет. Это мой брат, друг, ребёнок! – говорил артист.
Есть в театре Александра Гринчука и несколько других кукол, созданных нашей землячкой, например, Цыган, Доктор. Каждого он предельно точно описывал: внешность, характер, даже намекал, на какого персонажа фильма или актера он должен быть похож, а Галина старалась создать максимально похожих кукол.
Есть у нее и Петрушки с характером попроще, для детского театра.
Скальпель! Зажим! Прищепка!
В комнате мастерицы несколько шкафов под самый высокий потолок «сталинки» с тканями, тесьмой, различной фурнитурой. Некоторые ткани удается покупать в магазинах города, другие, например, специальный кукольный трикотаж телесного цвета, заказывать в интернете. Бывает, и что берет про запас, а потом вдруг наступает понимание: именно эту ткань или тесьму и нужно сейчас использовать.
– Материал я, кстати, ищу не только в рукодельных магазинах: декоративные наволочки в хозяйственных, пледы, детская одежда или взрослые бархатные штаны иногда удивительно подходят, – шутит в своем блоге Галина. – Куклу Коралину я шью из бежевых детских колготок или мужских носков (у них размер больше). Тоже найти подходящие сложно, но я упорная. И запасливая, если нашла. Скольких продавцов замучила своим «это не тот оттенок, и надо без рисунка».3А вот махровый носок может превратиться в лошадку.
Во многих куклах есть проволочный каркас, который сверху обшивается тканью. Он придает изделию необходимую форму и устойчивость. По большей части шить приходится вручную – пальцы постоянно проколоты, а на машинке – только элементы одежды или большие швы. Галина старается, чтобы игрушки были очень прочными, особенно в тех случаях, если они не просто пополнят коллекцию на полочке, а станут артистами кукольного театра или любимым другом ребенка, прошивает швы на несколько раз.
Из инструментов в арсенале кукольного мастера кроме игл, ножниц и швейной машинки есть плоскогубцы, круглогубцы, кусачки, акриловые краски, лейкопластырь, чтобы обмотать детали проволочного каркаса и страдающие от игл пальцы, хирургический зажим – им удобно выворачивать узкие детали, проталкивать набивку. Маркеры для ткани, исчезающие и смываемые, например, чтобы прорисовать «черновик» лица куклы: где нарисовать глаза, где сделать утяжки, крепкая длинная иголка для утяжек и даже прищепки – прижать на время высыхания клея, зажать конец детали во время набивки.
Мастерица часто снимает и выкладывает на своей страничке в ВК процесс создания своих игрушек от идей и проработки образа до его воплощения в жизнь: как строчит на машинке, набивает и формирует фигуру персонажа, расписывает лица, как помогает в этом кот, как снимает игрушки в интерьере и на улице, и что остается за кадром. Это помогает создать свою жизнь игрушкам, а ее работе добавляет интереса в глазах подписчиков.
Детей у мастерицы трое, все сыновья – рукоделие свое передать некому, но все люди творческие, музыканты. Средний ездит вместе с ней на «Бажовку», играет на балалайке.
Скоро Бажовский фестиваль, на который Галина Максимова планирует повезти кукол, хоть это и нелегко без своей машины. Сейчас идет активная подготовка. А как это происходит? Можно посмотреть в группе ВК.