Наталья Рыкова – создатель замечательных авторских кукол. Глядя на них, не сразу осознаешь, что они тканевые – настолько каждая полна жизни, со своим характером и личностью.
Впервые с работами Натальи я встретилась на выставке кукол в Магнитогорской картинной галерее в рамках арт-проекта «Страна чудес» прошлой осенью. Изящная балерина в черном, огненная негритянка и изысканная барышня – и главное, что все они родились на свет в нашей родной Магнитке. И я поставила себе задачу непременно найти мастерицу и написать, как получается такое чудо.
От туристов – к принцессам
Куклы выглядят практически живыми, но на мой вопрос: «У вас, наверное, художественное образование?», Наталья качает головой:
– К сожалению, нет. Художественного образования очень не хватает. Хочу поучиться портреты рисовать, сейчас дают частные уроки, и я этим вопросом всерьез озадачилась. Я всю жизнь мастерю, с детства просто не умею ничего не делать. По образованию я учитель труда, а в жизни чем только не занималась. Последние лет 16 работаю парикмахером, но хочется что-то еще пробовать. Поэтому два дня я парикмахер, а два – кукольный мастер, такой вот посменный график.
Первую куколку женщина сшила лет 8-9 назад по просьбе брата-фотографа: он любит снимать природу и хотел бы, чтобы что-то оживляло пейзаж. Так появился маленький тряпичный человечек, которого можно было фотографировать на вершине горы, на фоне лесного озера или корней деревьев.
– Я ему сшила такого путешественника, тогда еще очень примитивного, с точками вместо глаз, – улыбается мастерица. – Потом захотела, чтобы он стал более на человека похожим – перешила, сделала новое лицо, но все равно он еще смешной был.
Несколько лет спустя мастерица сама поехала на Байкал и решила сшить и себе такую компаньонку-туристку, чтобы фотографировать ее возле окна в поезде, на фоне прекрасной байкальской природы. И с тех пор больше ничем не занимается, кроме кукол.
Тогда к Наталье Рыковой пришло осознание, что искусство кукольника требует постоянного повышения мастерства, и нужно всерьез учиться этому делу. И тут для нее начал раскрываться огромный мир, о котором она раньше даже не имела представления.
В первую очередь Наталья отправилась за знаниями в интернет. Сначала искала бесплатные мастер-классы на ютубе, потом поняла, что действительно стоящей информацией бесплатно никто делиться не станет. Покупала мастер-классы, многому училась, пока не сформировала свой стиль и методы работы.
Большинство материалов можно купить в магазинах города, к счастью, ассортимент в них достаточно хорош, в отличие от многих небольших городов, с мастерицами из которых Наталья общается.
– Продажа всех материалов для кукол – это целая индустрия: ткани, волосы, кожа для обуви, аксессуары…Денег много уходит на это. Не скажу, что это окупается – пока больше для души. Торговать не умею абсолютно, стесняюсь, – улыбается мастерица.
Поначалу творила на кухне, ночами или в отсутствие домочадцев. Несколько лет назад, когда сын стал жить отдельно, ей удалось оборудовать собственную мастерскую в его бывшей комнате, и теперь это настоящее царство кукол – на столе и выставочных подставках лежат «запчасти» будущих красавиц, а уже готовые сидят на стеклянных полочках, которые оборудовал ей муж.
Рождение куклы
Мне всегда казалось, что кукла рождается из изначального образа: принцесса, балерина, а может быть и вовсе пацанка-хулиганка. Однако оказалось, что это совсем не так.
–Куклы сами рождаются, какие хотят, – говорит мастерица. – Бывает, делаешь ей белые волосы – не идет и все. Сикось-накось, и не пришивается, и не приваливается, и все рвется – не хочет быть блондинкой. А потом раз – темные приложил, и все идеально пошло. Я не знаю, как объяснить, и никто из кукольниц не может этого объяснить, но это факт.
Техник изготовления кукол много. Есть так называемые куклы-болтушки, у которых мягконабивное тело: тканевая основа набивается синтепоном. Куклы на проволочном каркасе с шарнирными соединениями мастерица любит больше – их можно ставить, придавать им различные позы, давать что-то в руки, успешнее создавать тот или иной образ.
В первую очередь у куклы появляется голова: выкроенная основа плотно-плотно набивается синтепоном, затем мастерица рисует на ней черты лица – носик, рот, определяет, где будут глазки, а потом с помощью иглы для валяния начинает эти черты вылеплять – сначала приваливать скулы, надбровные дуги, нос, потом щечки, веки, губы.
– Как я люблю, когда они рождаются, такие беззащитные. Но у меня проблема, совсем не вижу, кто она…. Феечка, принцесса, придворная дама? А может вообще современная девчуля? – порой обращается за советом к подписчикам своего блога в социальной сети Вконтакте Наталья.
Хотя лицо всем своим куклам Наталья делает по одной технологии, но всегда все получается по-разному, даже размер головы, к которому каждый раз приходится создавать новые выкройки туловища. Получившаяся голова обтягивается тканью, вклеиваются глазки, реснички, наносится «макияж».
– Самое страшное – это роспись: краску с ткани не удалишь уже ничем, и снять ткань невозможно, потому что подклеиваешь какие-то впадинки, – признается Наталья.
Сколько ни пыталась мастерица сделать своих кукол улыбающимися, все равно, как правило, выходят они серьезными, задумчивыми. И каждая чем-то даже внешне похожа на свою кукольную «маму».
– Вы не представляете, каково это, когда это лицо начинает на тебя смотреть! Реально богом прямо себя чувствуешь, – говорит мастерица. – Это очень увлекательно!
Потом у куклы появляются ушки, прическа. Волосы у кукол делаются из натуральных материалов – шерсти козы, верблюда. Кстати оказались и навыки парикмахера – мастерица всегда с легкостью может создать для своей новой куколки модную стрижку. И уже глядя на эту оформившуюся голову, мастерица понимает, какого «возраста» будет кукла, с каким настроением, и начинает создавать все остальное. И то все это в процессе меняется много раз,
– Ни разу еще от задумки и до конца кукла не дошла неизменной. До конца не понимаю, кто у меня получился. Кто-то постройнее выходит, кто-то потолще, и тоже все это зависит не от меня. Одну куклу я вообще не раз хотела выбросить – и так ее пробовала сделать, и сяк, и такие волосы, и другие, и веснушки нарисовала, а потом очки ей надела – думаю, ну вот, теперь более-менее. А кукла оказалась такой популярной, ее хотели три раза купить на ярмарке. И я поняла, что люди в них видят какие-то свои черты. В итоге решила ничего не выбрасывать – всем дарю жизнь, – улыбается Наталья.
Кружева или напильник?
Если кто-то думает, что куклы – это только платьица, кудряшечки и рюшечки, то это совершенно не так. Для того, чтобы получилась каркасная кукла, нужен тяжелый, совсем не женский труд.
– Деревянные шарики для шарнирчиков я покупаю, но в них надо просверлить дырочки, чтобы проволочки вставить туда, потом сюда, здесь распиливаешь, потом шлифуешь, потом сюда вот ткань загоняешь, – показывает Наталья. – Работа мужская, физически тяжелая, очень устаю, когда это приходится пилить. Прежде, чем до красоты, до рюшечек дойдешь, все пальцы будут изрезаны и исколоты,
Все части каркасных кукол, от головы до крошечных пальчиков, делаются в технике валяния из синтепона – на одну куклу его уходит метра два, потом скрепляются с помощью сложной системы шарниров. Многолетний опыт помогает Наталье сделать куклу органичной, добиться того, чтобы она принимала максимально человеческие позы. В туловище куклы-болтушки добавляется утяжелитель, и для того, чтобы она сидела, не заваливаясь, и чтобы было приятно ее держать.
Тельце, ручки и ножки куклы мастерица тонирует пастелью, чтобы они приобрели естественный вид, были натуралистичными все складочки, пальчики, сгибы суставов. Теперь уже куколку можно и наряжать. Из одежды первым делом для нее шьется нижнее белье, потом наряды.
– Обожаю возиться с этой нежнятиной, но это очень долго. На один такой комплектик белья уходит около 11 часов, – признается Наталья.
Иногда мастерица переодевает свою красавицу несколько раз, пока куколка не обретет, наконец, свой законченный образ. Дома уже собралась целая коллекция кукольных гардеробов, которые пока не нашли своих обладательниц.
На вопрос, сколько времени уходит на создание одной куклы, Наталья Рыкова отвечает:
– Я не делаю никогда одну куклу, потому что у меня в процессе все время несколько кукол – кому-то тело делаю, кому-то ручки-ножки, их очень долго иголкой нужно уваливать. Я делаю их везде – даже на работе между клиентами, для этого заготовки дома готовлю, чтобы меньше занимали места.
Многие клиенты хотят заказать портретную куклу, которые можно было бы подарить тому, чьей копией она является, но Наталья Рыкова практически не берет такие заказы – всегда сложно угадать мысли заказчика, обидно не оправдать его представлений. А вот с народными верованиями, что в каждой кукле есть какая-то своя сущность, мастерица согласна:
– У меня есть полочка для выставок, и в процессе рождения куклы у меня там сидят. Я нет-нет да гляну: что добавить, убавить – бывает, что появляется какое-то озарение. И вот балерина моя, Черный лебедь, которая на выставке в картинной галерее участвовала, там стояла, Был полумрак, телевизор работал, и эта игра теней… Я мимо прохожу – и она на меня как посмотрела! У меня мурашки по спине даже сейчас, когда рассказываю! Мне так стало страшно. Я ее в шкаф на время поставила, чтобы не видеть.
Может быть, именно поэтому когда в народной традиции делали кукол, никогда не делали им лица?
Наталья Рыкова сама делает и изысканные коробки, в которых красавицы отправляются своим новым хозяевам по разным городам России. Пока хобби не приносит больших денег, ведь только на материалы для каркасной куклы приходится потратить 3-3,5 тысячи рублей, а потом еще и найти ей покупателя, но для мастерицы важнее сам творческий процесс, который помогает найти и смысл жизни, и новых друзей, и ценителей ее творчества.
С большим удовольствием мастерица участвует в праздничных ярмарках хенд-мейд, вдохновляясь их яркой атмосферой, общением с собратьями по творческому цеху и комплиментами от покупателей, причем от мужчин даже чаще, чем от женщин. Наталья принимала участие в выставке кукол в Магнитогорской картинной галерее, а благодаря своему увлечению с большим удивлением узнала, сколько всего интересного происходит в Магнитогорске и Челябинской области – различные фестивали в Аркаиме, Ильменский фестиваль в Миассе, Бажовский фествиаль недалеко от Пласта и многие другие. Во всех хочется поучаствовать со своими куклами. Тем более, что походная жизнь для нее – особое удовольствие. Вместе со своим мужем она ежегодно принимает участие в сплавах, ходит в походы по горам Урала.
Похожие материалы
Фото Евгения ЧЕРНОВА