“Магнитогорский рабочий” по этому поводу вспомнил новогодние традиции и символы советской эпохи.
Праздник к нам приходит…
Новый год в Советском Союзе отмечали не всегда, существовал даже запрет на организацию елок. Ведь дерево было символом Рождества, религиозного праздника, и во второй половине 1920-х годов развернулась борьба с этим обычаем. В 1929 году Новый год и Рождество стали рабочими днями. Архив «Магнитогорского рабочего» сохранил память о встрече 1931 года, который отмечали как третий год пятилетки, а 1 января был объявлен на Магнитострое Днем ударника со сверхплановыми производственными обязательствами.
В 1935 году традицию наряжать лесную красавицу было решено вернуть, сделав акцент на чествовании «гражданского» Нового года. А в дни празднования нового 1937 года елка была наряжена в Колонном зале Дома Союзов. Тогда же массовые детские праздники прошли и в Магнитогорске.
В 1937 году Наркоматом просвещения и Комитетом по игрушке в издательстве «Учпедгиз» была выпущена методичка под названием «Елка», где был подробно расписан порядок празднования Нового года в детском саду, в школе, в доме Союзов, в театре кукол. Пособие учило делать игрушки для елки из ваты и напоминало, что яблоки, предназначенные для украшения дерева, нужно мыть. Символы, напоминающие о Рождестве, были запрещены, на елке пятиконечная звезда сменила вифлеемскую. С той поры советская елка стала превращаться в своеобразную «выставку достижений» и даже, наверное, одно из средств пропаганды.
В 1930-е годы, овеянные авиаромантикой, на ней красовались самолеты, дирижабли, аэростаты, парашюты, фигурки летчиков. Популярны были игрушки с изображением советских символов – звезд, серпа и молота, с портретами партийных лидеров, в виде техники, фигурок лыжников, красноармейцев, моряков, спортсменов, словом, передовых людей эпохи. В позднесоветскую эпоху в моде были сосульки, шишки, домики.
Во время войны праздник приобрел особое звучание: в 1941 году по радио впервые транслировали новогоднее обращение к народу председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Калинина. Елочные игрушки тогда выпускались в виде солдат и военной техники, встречались собаки-санитары. Нередко фигурки мастерили из военных погон, ваты и бинтов.
После войны было налажено производство игрушек в форме сказочных героев, стеклянных фруктов, овощей. После 1956 года, когда на экраны вышел фильм «Карнавальная ночь», стали популярны часы, показывавшие без пяти двенадцать, начало космической эры было ознаменовано появлением на елках спутников, ракет и космонавтов, сельскохозяйственные реформы Никиты Хрущева отметили початками кукурузы.
Популярными украшениями той поры были также гирлянды из разноцветных флажков с картинками, дождик из фольги, серпантин, конфетти. Под елку часто клали «снег» – кусочки ваты, ставили фигурки Деда Мороза и Снегурочки. Бенгальские огни были прообразом нынешних фейерверков, с 1950-х годов распространение получили электрогирлянды, позже в продаже появились электрические «вертушки» для елки – такие производил Челябинский завод «Теплоприбор». Многие из них до сих пор находятся в рабочем состоянии и радуют хозяев.
Перед тем, как украшать квартиру, было принято проводить генеральную уборку, частью которой в то время было выбивание ковров в сугробах. После такой чистки комнату наполнял запах морозной свежести.
В советские годы даже стационарные телефоны имелись далеко не в каждой квартире. Поэтому доброй традицией было отправлять друг другу поздравительные открытки. К Новому году их выпускали около трех миллионов – почта едва справлялась с таким потоком, поэтому бросать новогодние послания в почтовые ящики нужно было заблаговременно.
Накануне новогодних утренников заботой всех мам была подготовка костюмов снежинок и зайчиков для детей. В ход шли простыни, накрахмаленная марля, тюль, мишура. Если позволяли фантазия и возможности, создавали образы петрушек, мушкетеров, матросов, космонавтов, Красных Шапочек, роботов, пиратов, шахматных королев… Детский подарок, который обычно вручали малышам, содержал мандарины или апельсины, яблоки, конфеты, орехи.
«Брызги шампанского»
Нового года ждали больше собственного дня рождения, а потому и угощениями для праздничного стола запасались заранее, тем более в период товарного дефицита. «Доставали» колбасу, курицу, мандарины, советское шампанское.
Сегодня для нас советский Новый год прочно ассоциируется с салатами оливье и «Сельдь под шубой», однако такой «образ» праздника, как говорят, сформировался к 1970-м годам.
Традиционными блюдами новогоднего стола можно назвать холодец, заливную рыбу (она появляется и в самом «новогоднем» фильме «Ирония судьбы»), в качестве горячего на столе были запеченная курица или домашние пельмени. Конечно, стол в этот вечер украшали домашние соленья – грибы, огурчики, винегрет, салаты из вареной свеклы и моркови с чесноком и майонезом, бутерброды со шпротами.
Некоторые хозяйки пекли к Новому году домашние торты «Зебра», «Наполеон», а вот магазинных было не достать. Впрочем, кое-где считалось, что если в новогоднюю ночь дело дошло до десерта, то, скорее всего, праздник не задался.
Главной в торжестве всегда была особая атмосфера волшебства, которую творили, украшая дом и накрывая праздничный стол. Блюда для застолья готовили весело, под любимые комедии, новогодние мультфильмы и песни. А потом хозяйки чудесным образом преображались в настоящих королев. Некоторые следовали счастливой примете, что Новый год нужно непременно встречать в обновке – пусть это даже новые чулки или носки.
К десяти – одиннадцати часам вечера семья обычно собиралась за столом. Вспоминали грустное и хорошее, с благодарностью провожали уходящий год. Обычно это делали «под салатики». Если в семье были маленькие дети, к ним в это время мог прийти настоящий Дед Мороз (в маминой шубе)! Чтобы получить подарок, ему непременно нужно было рассказать стихотворение. Дедов Морозов также снаряжали в предновогодний обход на предприятиях и в культурных учреждениях.
Под бой курантов за семейным столом открывали шампанское, поздравляли друг друга с Новым годом и, пока бьют часы, старались успеть загадать желание. Кто-то даже записывал его на бумажке, сжигал ее и пепел высыпал в собственный бокал с шампанским. После встречи Нового года очередь доходила до горячих блюд.
Дальше в «программе», кроме просмотра телевизора, могли быть танцы, веселые игры, походы на горку и в гости. У многих бытовал обычай обходить соседей с закусками и поздравлениями.
«Главное украшение новогоднего стола»
В советскую эпоху был введен обычай празднования Нового года в трудовых коллективах – торжества проходили в заводских клубах, дворцах культуры. Обычно программа начиналась официальным докладом руководства о достижениях страны и предприятия, затем следовали выступления самодеятельных артистов и танцы. С юмором о подобном «корпоративе» рассказала комедия Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь».
В семейный праздник с домашним застольем Новый год постепенно превращался в эпоху массового распространения телевизоров. Недаром герой популярного мультфильма «Простоквашино» почтальон Печкин назвал телевизор «главным украшением новогоднего стола».
В новогоднюю ночь с 1962 года телезрителей радовала телепередача «Голубой огонек». Она поначалу шла в прямом эфире. «Огонек» менялся со временем, в дальнейшем музыкальные номера записывали задолго до эфира, а на столиках гостей порой были бутафорские фрукты. В 1980-е годы съемки новогодней программы могла начинаться за полгода, в нее включали и фрагменты записей концертов зарубежных звезд. В 1970-х годах популярность завоевала передача «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», которая начиналась после основной новогодней телепрограммы.
«Голубой огонек», с которым встретили 1963 год, вели настоящие звезды телевидения – дикторы Игорь Кириллов, Анна Шилова, Валентина Леонтьева. Выступили с номерами Махмуд Эсамбаев, Людмила Зыкина, Ван Клиберн, Олег Анофриев, Георг Отс, Клавдия Шульженко, Иосиф Кобзон, артисты Московской оперетты и другие. Новый 1964 год встречали в компании Юрия Гагарина и под «Космические частушки», а 1965 – с известными киноартистами. С наступающим 1982-м зрителей поздравил экипаж самолета ИЛ-86 под командованием Анатолия Каледина, потом Вахтанг Кикабидзе на борту нового самолета исполнил свое «Пожелание»… Пользовались популярностью и выступления сатириков.
Традицию обращения главы государства к гражданам с телеэкрана заложил в 1970 году генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. А в 1971 году в Советском Союзе было решено организовать песенный фестиваль «Песня года». Идея фестиваля принадлежала руководству Главной редакции музыкальных программ Центрального телевидения, которая и стала его организатором. Многие исполнители и песни прославились именно благодаря этому фестивалю. Заключительный концерт записывали в первой половине декабря, в телевизионный эфир он выходил обычно 1 января. «Песня года» стала одним из ярких новогодних телесобытий.
Ведущими «Песни-71» выступили Анна Шатилова и Игорь Кириллов. Первые фестивали отличались строгим отбором исполняемых произведений – критериями были не только вокальные данные и манера исполнения артиста, но и содержание песни, которая должна была обладать неким нравственным посылом. Участники выступали в строгих костюмах, иногда в сопровождении оркестра.
Ровно сорок лет назад, 1 января 1983 года, в финале Всесоюзного телевизионного фестиваля советской песни «Песня года-82» наступил наш «звездный час»: в исполнении Льва Лещенко прозвучала «Магнитка» Александры Пахмутовой и Николая Добронравова, позднее ставшая официальным гимном нашего города. В 1982 году отмечали полувековой юбилей Магнитогорского металлургического комбината, поэтому то, что эта композиция была отобрана для заключительного концерта «Песни года», было настоящим подарком магнитогорцам. А Лев Лещенко – абсолютный рекордсмен фестиваля, он выступал в его финале 48 раз с 76 песнями.
Пользовались большой популярностью и новогодние выпуски эстрадно-развлекательной передачи ЦТ «Кабачок «13 стульев», состоявшей из скетчей из юмористических журналов социалистических стран и советского журнала «Крокодил». Действие передачи происходило в небольшом кафе, куда после работы заходили отдохнуть и пообщаться работники какого-то треста, здесь можно было услышать и песни стран соцлагеря.
Считается, что самый новогодний советский фильм – «Ирония судьбы, или С легким паром», но ежегодно его начали показывать как раз под занавес советской эпохи. Впервые комедия прошла на главном телеканале страны 1 января 1976 года. Только в этот день ее посмотрели более ста миллионов зрителей. Фильм Эльдара Рязанова произвел такой фурор, что показ повторили 7 января.
А вот во второй раз в новогодний эфир «Ирония судьбы» прорвалась восемь лет спустя – 31 декабря 1983 года, да и то по Второй программе. В третий раз на Новый год комедию показали еще через шесть лет – 31 декабря 1989 года, снова по Второй программе. И с той поры она раз и навсегда завоевала прайм-таймы в новогоднем телеэфире.
В советское время существовала традиция к празднику показывать новый двухсерийный телефильм, премьеру ждала вся страна. В 1977 году это были фильмы «Про Красную шапочку» и «Собака на сене», в 1978 – «Обыкновенное чудо» и «31 июня». В ряду таких праздничных «подарков» можно назвать кинокартины «Тот самый Мюнхгаузен», «О бедном гусаре замолвите слово», «Чародеи», «Формула любви», «Мэри Поппинс, до свидания!»
До сей поры под Новый год принято показывать всенародно любимые фильмы «Карнавальная ночь», «Девчата», «Пёс Барбос и необычный кросс», «Операция Ы», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Джентльмены удачи», «Веселые ребята», «Волга – Волга» и другие.