Группа преподавателей факультета изобразительного искусства и дизайна МаГУ впервые побывала на пленэре в одном из красивейших уголков Пермской области.
Это большая удача и настоящее счастье – оказаться в заповедных местах, каких немало еще по дороге в Зауралье и Сибирь. Такой дорогой во времена Ивана Грозного и была уральская река Чусовая. Она берет начало на восточных склонах Уральских гор, в Азии, а впадает в Каму, в Европе. На Чусовой в ХVII-ХVIII веках на специальных верфях строили сплавные суда, барки, загружали их на пристанях различными грузами и отправляли вниз по течению.
Одним из наиболее сохранившихся уголков со следами горнозаводской и сплавной работы является комплекс завода и пристани в селе Кын Лысьвенского района Пермской области. Поселок возник при железоделательном заводе Н. Строганова, в месте впадения небольшой реки Кын в Чусовую, еще его называют Кын-завод.
В начале XX века руда истощилась, предприятие закрылось, село медленно стало приходить в упадок, остались только красивейшие места с рекой, пригорками, хвойными лесами, солнечными опушками да полуразвалившимися домишками.
Сюда и высадился десант из магнитогорских художниц, преподавателей кафедры дизайна костюма и художественного текстиля. На красивые берега Чусовой приехали Татьяна Гончарова, кандидат педагогических наук, специалист по батику, Белла Коган-Розенцвейг, кандидат наук, специалист по художественному текстилю, компьютерной графике, Надежда Трахтенгерц, художественный текстиль, и Лариса Филиппова, специалист по художественному проектированию костюма. А «виноваты» в этой поездке были коллеги из художественно-архитектурной академии Екатеринбурга, где преподаватели из МаГУ проходили стажировку. Приглашение съездить на пленэр на реку Чусовую было воспринято с опаской: незнакомые места, бытовые трудности, сомнения в правильности выбора объекта для этюдов.
Но величественная, не испорченная цивилизацией природа, роскошные виды, особенная энергетика, покой и загадочность этих мест привели к неожиданному результату: всем захотелось запечатлеть эти красоты, написать как можно больше этюдов, а то и картин. Вернулись с богатым багажом. Так родилась выставка «Пленэр на Чусовой», в которой рядом оказались великолепная подборка фоторабот, картины, написанные акварелью и гуашью, батик, расписные ткани. И везде виды Кына, величественной реки, тихие заводи, патриархальные деревеньки, покой, красота, умиротворение… На вернисаже, которому между собой авторы дали второе название «Бабье лето на Урале» (так, кстати, называется одна из картин Надежды Трахтенгерц), присутствовали коллеги и студенты ФИИДа, проректор университета по науке Зайнитдин Уметбаев. Формально это было заседание кафедры дизайна костюма и художественного текстиля, на котором обсуждались работы группы преподавателей. На деле же впервые была предпринята необычная акция, в результате которой выиграли кафедра, факультет, вуз: расширена география творческих адресов, на такие пленэры впредь будут выезжать и студенты, ректорат обещал всячески содействовать путешествиям, расширяющим кругозор и творческие возможности участников. Подводя итоги такого своеобразного заседания кафедры, ее руководитель, доктор педагогических наук, профессор МаГУ Римма Гильман отметила, что работа над пейзажами – это необходимость, которой надо заниматься независимо от специализации преподавателя или студента. Есть хорошая команда, есть поддержка руководства вуза, есть желание расширить горизонты своего творчества, попробовать себя в смежных видах искусства, есть стремление путешествовать, значит, надо этим заниматься, используя все возможности, которые дарует природа и собственные таланты.