В театре драмы имени
А. Пушкина – премьера.
Первые зрители восторженно оценили остроумную и замысловатую комедию «Номер тринадцать», поставленную режиссером Антоном Безъязыковым по пьесе английского драматурга Рэя Куни.
Первое название пьесы «Беспорядок» во многом объясняет (и еще больше запутывает) сюжет. Поначалу все предсказуемо: действие происходит в апартаментах фешенебельного лондонского отеля. Помощник премьер-министра намеревается провести здесь нескучный вечерок с далеко идущими планами, для чего приглашает свою хорошенькую секретаршу. Все было хорошо до той самой минуты, когда Джейн внезапно обнаружила в номере… мертвое тело. Может быть, это грабитель, которого придавила упавшая оконная рама? Если заявить о нем полиции, не избежать разоблачения амурных подвигов Ричарда и громкого политического скандала… Эх, если бы не номер тринадцать! С любовниками сразу начинают происходить странные вещи. Заурядная интрижка Ричарда Уилли и Джейн все время грозит перерасти в скандал и, может, даже в смертоубийство. События разворачиваются с такой скоростью, что уже просто голова идет кругом, непросто понять, кто окажется в номере в следующую минуту, как будут изворачиваться и придумывать ходы-отмазки действующие лица. Главное, не допустить, чтобы все тайное вдруг стало явным, никому из присутствующих этого не хочется. И какая же удача, что у мистера Уилли такой находчивый секретарь. Джордж Пигден просто находка для всех! Кем ему только не пришлось побывать в эту нескончаемо длинную ночь. Он был молодым мужем чужой жены и соблазнителем старой девы, его обещал убить обесчещенный муж, на него устроили охоту экзальтированные женщины. События развиваются с такой скоростью, что дух захватывает. Фееричность действия, неожиданные повороты сюжета, смешные выходки и реплики – все это раскрепощает, создает атмосферу веселья и, как результат, – хорошее настроение. А к тому моменту, когда по ходу действия Пигдену и Уилли пришлось танцевать, обхватив с обеих сторон повисшего на их руках покойника, зал уже не смеялся, а стонал.
Теперь немного об авторе этого веселого безобразия, ведь всегда хочется побольше узнать о том, кто и как додумался до таких невероятных ситуаций.
Рэймонд Джордж Альфред Куни – английский драматург и актер. Пишет комедии со сложным повествованием, где герои выдают себя за тех, кем не являются, часто повествует о действиях и стремлениях людей, приводящих к забавным последствиям. В 2005 году Куни был награжден Орденом Британской империи в качестве признания его заслуг в области драмы. Комедия «№ 13» с успехом идет на театральных сценах Европы и России. Зарубежные критики прозвали Рэя Куни «чемпионом по популярности среди современных драматургов», поскольку зрители очень активно посещают спектакли, поставленные по его пьесам («Слишком женатый таксист», «Пойманный сетью», «Клинический случай»). Пьеса «№13» написана в 1991 г. Она была восторженно встречена британской критикой и удостоена премии имени Лоренса Оливье как лучшая английская комедия года. После этого началось победное шествие спектакля по сценам театров всего мира.
Как рассказал питерский режиссер Антон Безъязыков, взявшийся поставить комедию Рэя Куни в Магнитогорске, ему довелось посмотреть много версий этой пьесы. Но очень хотелось сделать что-то свое, правда, без претензий на новое слово в прочтении этой пьесы. «Зацепило», что автор очень подробно расписал все действия, перемещения героев, все декорации вплоть до количества дверей. Это в какой-то степени сдерживало, но и подогревало интерес. «Тем более,– говорит режиссер,– раньше я комедий не ставил. (В нашем театре идет «Зима» в постановке Безъязыкова). Но ведь нужно и развлекать, благо такой благодатный материал. Мы с художником Алексеем Вотяковым сделали доминирующим окно в центре гостиничного номера, а входную дверь отвели в сторону. На мой взгляд, именно на это окно, через которое можно входить и выходить, на котором и был обнаружен висящий покойник, ложится основная эмоциональная нагрузка по ходу действия. Не случайно второе название пьесы Куни «Он, она, окно, покойник». Для успеха новой постановки важно и то, что режиссеру удалось очень точно выбрать актеров. Играют два состава, и каждому предстояло готовить свои роли в расчете на любую замену – ведь театр часто выезжает на гастроли, а «№ 13», надеемся, будет долго в репертуаре. Наибольший успех выпал на долю актеров, играющих Джорджа Пигдена, – это Игорь Панов и Евгений Щеголихин. Такая роль – большая удача для творческой карьеры. И актеры нашли массу выразительных моментов, ярких красок, ярко обыграли серию комичных ситуаций. Эффектен и выразителен Николай Савельев, который предстал перед зрителями в новом амплуа, продемонстрировав немалый запас актерских средств, самоиронии, рисуя образ самоуверенного, осторожно, а порой и трусливого помощника премьер-министра. По-мужски привлекателен Андрей Майоров в роли ревнивого, вспыльчивого и недалекого Ронни, мужа любовницы-секретарши. Очень органичны, комичны Владимир Богданов, сыгравший управляющего отелем, и Валерий Войнов в роли покойника. Удивительно изящны, привлекательны, даже трепетны Мария Маврина в роли Джейн, Ольга Гущанская – Памела. Как всегда мастером эпизода предстала в спектакле любимая актриса магнитогорцев Татьяна Баштанова. Что касается знаменитого танца втроем, то он был подробно прописан драматургом, оставалось только воплотить на сцене. Это прекрасно удалось Савельеву, Щеголихину и Воинову, доверившимся хореографу Светлане Поповой. Надо видеть этот дивертисмент: движения и умелое подхватывание покойника, выделывание синхронных па, музыка, выражение лиц – все смешно, феерично, гротескно! Изворотливый ум и впрямь позволяет Куни придумывать совершенно головоломные сюжетные построения: правда, в какой-то момент возникает чувство, что еще минута — и навороченность превратится в вымученность, а лавина фарсовых ситуаций станет слишком неправдоподобной. От режиссера драматургия Куни требует вкуса и чувства меры: пережмешь — и получится топорно, а шутки, часто и без того рискованные, прозвучат грубовато. Слава богу, этого не произошло. Получилась качественная добротная комедия, таких на сцене раз-два – и обчелся. Сам Антон Безъязыков даже обмолвился, что ему часто не было смешно по ходу спектакля, хотя зрители были безудержны в своих чувствах. Его больше привлекают вещи серьезные, но ведь надо и развлекать публику! «Меня привлекает современная драматургия, она провокационная, я бы сказал, негладкая. Там есть место для разночтений, есть о чем поспорить, представить свое видение темы, проблемы. Но это не значит, что я не приветствую классику. Даже наоборот. Вот сейчас мы начали подготовку к постановке «Ромео и Джульетты». Это вечная классика, она интересна в любую эпоху. Я считаю, что в спектакле должно быть много движения, пластики. Работать будем этюдным методом. Пригласим студентов консерватории – «Ромео и Джульетта» должна играться молодыми актерами, их в пьесе много».
Это планы на вторую половину театрального сезона. В ближайшей перспективе – красивая новогодняя сказка. Да и «Номер тринадцать» еще очень «молодая» постановка, спектакль только-только вышел, и режиссеру каждый раз видятся разные мелочи, недоделки, которые исчезнут после того, как будет сыграно несколько спектаклей. И тогда зрители смогут согласиться или возразить некоторым критикам, считающим, что пьеса рассчитана на то, чтобы выжать из зрителя максимально возможное количество смеха, и ни на что больше. Рэй Куни – автор, принципиально не желающий ничего говорить ни уму, ни сердцу: он только смешит. Он пишет химически чистые комедии положений, в которых нет ни грамма лиризма, душевной теплоты и т.п. Одним словом, надо идти в театр, получать удовольствие и обзаводиться собственным мнением!