Выставка «Война. Победа. Память», открывшаяся в Магнитогорской картинной галерее, дает нам возможность взглянуть на годы Великой Отечественной войны через призму искусства.
Как рассказала директор галереи Юлия КРИВОШАПКО, эта традиция выставок, приуроченных к годовщине Великой Победы, в музее существует уже много лет, и каждый раз здесь стараются подать материал по-новому. В этот раз экспозиция получилась достаточно камерной. Все представленные на ней экспонаты из собрания Магнитогорской картинной галереи, и каждый передает искреннее, личное отношение автора к событиям самой разрушительной войны в истории человечества.
– Хотя работы эти мы показываем достаточно часто, но они сейчас звучат по-особому – более торжественно, более весомо в свете последних событий, которые сейчас происходят на границе с Россией, на Донбассе, – комментирует куратор выставки, заведующая ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал» Лилия ФИЛАТОВА. – Для нас это очень тревожно, мы переживаем за то, что там происходит, и по-новому смотрим на эти произведения: все это уже было на нашей земле, и снова уходят на войну молодые люди, и снова матери переживают за своих сыновей-воинов.
Приветствуя собравшихся, председатель МГСД Александр Морозов поблагодарил сотрудников картинной галереи за прекрасную выставку и мальчишек из вокального ансамбля «Веселый ветер» Центра музыкального образования «Камертон» за проникновенное исполнение песен о войне.
Для гостей, пришедших на открытие выставки, Лилия Филатова провела интереснейшую экскурсию. Она рассказала, что во время Великой Отечественной войны искусство развивалось в своеобразных формах – большинство художников-мужчин ушли на фронт, и персонажами их полотен тоже становились фронтовики.
Так, работа прекрасного мастера Георгия Ряжского «Батя», была написана непосредственно в годы войны, когда ее герой ненадолго приезжал в Москву из оккупированного района Смоленщины. Видно, насколько быстро старался запечатлеть партизана автор, но даже в этюде виден огромный талант портретиста. Интересна судьба этого портрета: в Картинную галерею он попал безымянным, и Лилии Ивановне пришлось приложить немалые усилия, чтобы выяснить, кто изображен на картине. Помог случай: во время совместной виртуальной выставки с Русским музеем ученики и педагоги одной из московских школ опознали в изображенном бравом бородаче командира партизанского отряда Никифора Коляду – героя, чьим именем названа их школа.
В годы войны активно развивалась карикатура. Карандаш художников помогал поднимать воинский дух, высмеивая неприятеля. В Магнитогорской картинной галерее очень дорожат находящимися в коллекции подлинными листами Кукрыниксов – прославленного союза карикатуристов Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. Две работы мы можем увидеть в экспозиции, и обе они высмеивают Гитлера: на одном рисунке он предстает доящим, как корову, свою самую знаменитую книгу «Майн кампф», на другой же придворный «художник» Геббельс изображает могучим суперменом хилого и тщедушного фюрера.
Сегодняшнему дню созвучны многие полотна выставки. Картина литовского художника Сильвестраса Джяукштаса «Беженцы» останется актуальной до тех пор, пока война вынуждает людей бросать свои дома и с узелками нехитрых пожиток, с маленькими детьми на руках бежать, куда глаза глядят, не оборачиваясь на пустоту, что остается за их спиной. Это аллегория всех военных конфликтов, и экспрессионистическая манера художника помогает с точностью передать эмоции ужаса, разрушений и бедствий войны. Руины, остающиеся после ухода врага, изображает в своих работах очевидец штурма Сталинграда Александр Мызин, а вот уже возвращающиеся на пепелище беженцы на картине Петра Оссовского «1945».
Эта выставка – симфония скорби. Немало работ показывают неизбывное горе тех, у кого не вернулись с войны близкие, погибли боевые товарищи. Эта незаживающая рана в сердце. в пустых местах за столом, перед которыми накрытые хлебом стаканы, в пробитой каске, над которой дают клятву отомстить однополчане, в смятых кусках бумаги под столом с пишущей машинкой писателя, в морщинистых руках матери, что до сих пор ждет с войны сына. Талант мастеров кисти дает нам увидеть эту боль даже в таких радостных моментах, как возвращение бойца домой с фронта, – на лицах тех, чьи мужья не вернулись.
Есть среди картин и те, что прославляют тружеников тыла. Так в диптихе нашего земляка Юрия Шумова, ушедшего из жизни в прошлом году, показаны женщины и дети Магнитки, занявшие место своих мужей, отцов, братьев у мартенов и станков, невероятно тяжелым трудом приближавшие Победу. Быт госпиталей с множеством прописанных с любовью деталей показан на полотне Владимира Титова «Письма», и даже простые натюрморты военной поры, где на столе только краюшка хлеба, вареная в мундире картошка да газета «Правда» дают понимание, насколько суровыми были те годы.
Интересны и представленные на выставке произведения декоративно-прикладного искусства – композиции из стекла и хрусталя, керамики, выполненные в подарок ветеранам к памятным датам, призваны подчеркнуть радость Победы. Многие из них выполнены в красном цвете – цвете пламени Вечного огня и крови, пролитой за мир.
В числе экскурсантов – воспитанники МУ «Центр помощи детям «Родник».
– Ребята были впечатлены картинами, отразившими героический подвиг воинов, самоотверженный труд и лишения народа в тылу, скорбь по погибшим и радость от встречи с близкими, – комментируют педагоги центра. – Особенно поразила их картина Владимира Титова «Письма», на которой изображен потерявший зрение солдат, сжимающий в руках письма от родных и товарищей. Несгибаемая воля и сила характера угадывается в образе человека, не сломленного войной.
Увидеть эти работы и прочувствовать изображенные художниками эмоции сможете и вы. Выставка будет работать в стенах Картинной галереи до 19 июня.
Похожие материалы
Фото Динара ВОРОНЦОВА