Потрясение века. В декабре 1988 года «Магнитогорский рабочий» рассказывал, как магнитогорцы помогали Армении

На трагедию братской республики откликнулась вся страна, беда стала общей.

В Магнитогорске практически каждый трудовой коллектив собирал вещи и деньги в помощь пострадавшим от страшного землетрясения. В то же время в одном из учреждений нашего города с равнодушием отнеслись к проблемам многодетной семьи.

ПАРОЛЬ «700412»

Первое сообщение ТАСС о стихийном бедствии в Армении, произошедшем 7 декабря, появилось в «МР» два дня спустя:

«Сила толчков в эпицентре составила свыше восьми баллов по двенадцатибалльной шкале. Это наиболее мощное землетрясение на Кавказе за последние 80 лет. В ряде районов Армении имеются значительные разрушения, человеческие жертвы и раненые. Особенно пострадали города Ленинакан, Кировакан, а также Спитакский, Степанаванский, Амасийский, Гугаркский районы. Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. С. Горбачев решил прервать свое пребывание в Нью-Йорке в связи с тяжелыми последствиями землетрясения, произошедшего в республиках Закавказья».

Со следующего номера «МР» ежедневно публиковал отчеты о том, как магнитогорцы помогали пострадавшим от землетрясения районам Армении.

«Вчера в восемь часов утра в горисполкоме состоялось экстренное совещание, которое вел первый заместитель председателя горисполкома С. П. Арефьев. Создан городской штаб по координации действий. В горисполкоме установлено круглосуточное дежурство»,

– сообщала наша газета 10 декабря.
Горздравотдел и горком Общества Красного Креста организовали пункты забора донорской крови для Армении – первыми свою кровь предложили магнитогорские студенты. Штаб помощи создал горком комсомола – там собирали теплые вещи и деньги. Сбор одежды организовали Интерклуб и городской производственно-технический узел связи.

Накануне коллектив Магнитогорского металлургического комбината перечислил в счет помощи пострадавшим 200 тысяч рублей.

«Здесь же формируется отряд для оказания помощи в ликвидации последствий катастрофы,

– писал «МР».

– В тресте «Магнитострой» из 50 лучших специалистов сформирован специальный строительный отряд, оснащенный всей необходимой техникой».

Почти сразу после выпуска программы «Время», в которой сообщили о страшной трагедии,

«на калибровочный завод поступила правительственная телеграмма: для восстановления железнодорожного хозяйства требовалось срочно отправить в Армению два вагона противоугонов. Для завода это была неплановая работа. Но здесь отнеслись к делу ответственно, с пониманием»,

– говорилось в газете. В восемь часов утра груз уже отправили по назначению. Директор завода металлоконструкций сообщал в «МР» о готовности помочь пострадавшим районам несущими металлоконструкциями для облегченных модулей – из них на месте трагедии можно было быстро монтировать блоки для строительства зданий.

В нашу редакцию обратилась пенсионерка Нина Жигулева, не расслышавшая по телевизору номер счета для перечисления средств в помощь пострадавшим, и просила опубликовать его в газете – это был счет 700412, ставший своеобразным паролем для всех, кто проявил сострадание к Армении.

Корреспонденты «МР» позвонили в Жилсоцбанк, где был открыт счет, и им рассказали, кто из магнитогорцев уже перевел деньги в помощь пострадавшим. Это были и частные лица, и трудовые коллективы, перечислявшие однодневный заработок, и «коллективы» жителей домов.

«Редакция газеты «Магнитогорский рабочий» решила перечислить на счет 700412 гонорар от трех номеров газеты – 600 рублей»,

– внес свою лепту и наш коллектив.

Дети сотрудников объединенной городской библиотеки присоединились к акции взрослых и отправили ребятам из Армении любимые книжки и игрушки. Библиотекари выказали готовность принять в свои семьи осиротевших детей и предоставить кров людям, оставшимся без жилья. Многие в те дни просили отправить их в район бедствия на ликвидацию последствий землетрясения.

КРАСКИ БЕСПРЕДЕЛА

«Хочешь в ясли – купи краску!» – материал Юрия Кормильцева под таким заголовком в «МР» от 8 декабря рассказывал о проблеме, которая будет актуальна еще не одно десятилетие. В редакцию с письмом обратилась жительница поселка Новосеверного мать троих детей В. Кропотина. Ее младшему малышу вскоре исполнялось полтора года, отпуск по уходу за ребенком заканчивался, и мама решила устроить его в поселковые ясли №4.

«И вот муж заехал в ясли, чтобы взять направление, однако заведующая не дала, поставив условие: «Если хотите, чтобы ваш ребенок был в яслях, пусть придет сюда ваша жена, побелит комнаты или купит краску». Муж пытался объяснить, что в семье трое детей, старшему десять лет, ходят они в школу в разные смены. А еще у нас живет престарелая мать – парализованная…

Еще раз пришли. И снова заведующая поставила те же условия. Мы, конечно, не могли согласиться. И она не дала направление, сославшись на большую очередь. Мы расстроились: ведь мне скоро выходить на работу, а ребенка не с кем оставить. Тогда я обратилась в 17-е ясли. И там без всяких разговоров дали направление. Я очень рада, хоть и далеко возить ребенка».

Обиженная читательница просила редакцию разобраться в ситуации.

Вскоре после письма в редакцию пришла воспитатель четвертых яслей и рассказала о собрании, проходившем в их коллективе, на котором подчиненные высказали заведующей в глаза все, что о ней думают. Два года сотрудники терпели всяческие унижения, но решили положить этому конец. Кроме того, председатель группы народного контроля яслей накануне при проверке табеля «обнаружила неведомую сотрудницу», которую никто в детском саду ни разу не видел.

Из десяти нянь в яслях остались только три. Когда одной из них, проработавшей несколько десятилетий в учреждении, вручали медаль «Ветеран труда», она заплакала: «Мне бы не медаль, а квартиру!» Оказалось, председатель профкома не посчитала нужным поставить няню в очередь на жилье.

Автор публикации направился в учреждение, из которого поступили сразу два тревожных сигнала. Оказалось, детские ясли №4 были единственными в микрорайоне, на место в них претендовали 135 малышей. Одно из помещений для группы оказалось в аварийном состоянии, срочно требовался ремонт. Краску для его проведения выделили шефы. Почему же заведующая требовала ее и у многодетной семьи? Вопрос журналиста остался без ответа, как и многие другие, всплывшие во время визита в детское учреждение. «Такими средствами мы никогда перестройку не завершим», – пророчески подвела итог встрече секретарь парторганизации детских яслей Ленинского района Л. М. Полонская.

ЛИТЕРАТУРНЫМИ ТРОПАМИ

«МР» от 10 декабря рассказывал о том, что четвероклассники школы №62 побывали на экскурсии по «литературным местам» Магнитки, которую провел для них поэт-первостроитель Михаил Люгарин. Ребята посетили на улице Пионерской дом, где жила Людмила Татьяничева, прошли по помещениям бывших редакций «Магнитогорского рабочего», «Магнитогорского комсомольца» и «Магнитогорского пионера». А еще посетили барак (в 1988 году он был гаражом), где Борис Ручьев создавал поэтические произведения.

Тем временем журналист «МР» Владимир Мозговой внес свой вклад в сценарий нового спектакля театра «Буратино» «Голоса», посвященного возвращению опальных поэтов прошлого к читателям. Мозговой выступил соавтором Евгения Терлецкого и Николая Седова, поставил спектакль Виктор Шрайман.

Творческий состав «Буратино», незадолго до этого принимавший в гости коллег из Ереванского театра марионеток, остро почувствовал боль трагедии своих новых друзей. Коллектив перечислил в счет Армении двухдневный заработок, а также всю выручку от благотворительного спектакля «Дракон», состоявшегося на сцене Дворца культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе.

Exit mobile version