31 октября – День сурдопереводчика.
В Магнитогорске детей с нарушениями слуха обучают с 1935 года, когда была организована школа для глухонемых детей, в создании которой участвовала сама Надежда Крупская. Добрую половину этого пути вместе с коллективом сурдопедагогов нашего города прошла Галина РАЗУМОВА, учитель слуховой работы Магнитогорской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №3.
Особый предмет
Перед зеркалом садятся двое – учитель и ученица, и между ними начинается диалог. В какой-то момент учитель заставляет девочку повторно проговаривать слова, отчетливо произнося звуки. Иногда наставница закрывает нижнюю часть своего лица специальным экраном – эта методика подходит для работы с детьми, которые благодаря специальной технике могут слышать. Потом при помощи схемы артикуляции еще раз прорабатываются отдельные звуки. Затем начинаются чтение вслух и работа над расширением словарного запаса – ученица старательно подбирает эпитеты к слову «часы». Параллельно с обучением произношению идет развитие речевого слуха, знакомство с грамматикой русского языка.
Примерно так выглядит деятельность учителя слуховой работы. Эти педагоги занимаются с детьми индивидуально – по три часа в неделю с каждым.
– Наша работа усложняется в зависимости от степени нарушения слуха ребенка, – рассказывает Галина Разумова. – Проще работать со слабослышащими, труднее – с глухими детьми, которые сами не могут овладеть речью. Мы ставим звуки, учим соединять их воедино – при этом ребенок должен запомнить артикуляцию и слово, стараемся также расширять словарь. Но даже дети, хорошо воспринимающие речь педагога, испытывают трудности с пониманием речи окружающих людей, есть и сложности с восприятием текста.
Устная или жестовая?
Когда-то, в годы учебы Галины Разумовой на сурдотделении факультета дефектологии Ленинградского педагогического института имени Герцена, жестовой речи в общении с глухими отводилась вспомогательная роль, основной упор в подготовке специалистов делали на методику обучения устной речи.
Теперь жестовый язык является основным средством общения людей с нарушениями слуха – это признано на государственном уровне. Однако в современной действительности пока мало что подтверждает эту аксиому. Специалистов по жестовому языку готовит сегодня только один вуз в России, по этой дисциплине нет единых учебников, методической литературы и образовательных программ. Даже задача привести все многообразие диалектов и новых жестов этого языка «к единому знаменателю» невероятно сложна. Да и сурдопедагога теперь найти не так уж просто, кадровый вопрос школе-интернату №3 помогают решить специалисты из Челябинска, проводящие для наших педагогов курсы повышения квалификации.
– Думаю, дети должны осваивать параллельно и устную, и жестовую речь, – считает Галина Разумова. – Грамотное применение языка жестов – это когда устная речь полностью калькирует, то есть сопровождает жестовую. Ребята осваивают эти виды речи по-разному: если вся семья имеет нарушения слуха, то дети лучше владеют жестовой, в слышащих семьях, наоборот, родители чаще хотят, чтобы ребенок научился устной речи и мог общаться на равных с ближайшим окружением. Овладение устной речью важно и для успешной интеграции в общество в дальнейшем.
Время вносит коррективы
С современными детьми работать проще, говорит Галина Алексеевна. Раньше в магнитогорскую школу-интернат для глухих принимали ребятишек из сельских районов, которые до поступления в первый класс не ходили в специализированный детский сад. Часто они не просто не были подготовлены к учебе, но и не могли обслуживать себя в быту, порой даже не знали собственного имени. Период адаптации к школе у таких ребят протекал тяжело, и совсем не скоро можно было оценить первые результаты их обучения.
Сегодняшние дети совершенно другие. К школе их готовят в специализированной группе детского сада, там ребят начинают обучать дактильной речи – когда проговаривание каждого звука сопровождается его жестовым обозначением. Эти дети, как и большинство представителей нынешнего подрастающего поколения, умело обращаются с техникой, компьютером, отлично ориентируются в Интернете. Они более коммуникабельные, раскрепощенные, воспитанные, обладают достаточно широким кругозором. Галина Разумова рассказала и о победах воспитанников школы-интерната в спортивных соревнованиях в Саранске, на слухоречевой олимпиаде в Екатеринбурге, об успехах юных художников.
Во «взрослой» жизни выпускники школы-интерната также достигают успехов – и на профессиональном поприще, и на семейном. Одна из девушек поступила в колледж в Уфе, поэтому ей пришлось изучить кроме устного русского языка еще башкирский и один из иностранных, другая окончила на равных со слышащими Челябинский институт культуры, а среди парней есть и те, кто получил диплом Баумановского университета. Многие выпускники из Магнитогорска учились в Пензенском медколледже, где есть курсы для глухих и слабослышащих. А Артем Куликов и Екатерина Морозова стали прекрасными родителями, они с радостью воспитывают своих слышащих детей.
Словом, у людей с нарушениями слуха жизнь складывается так же, как у всех остальных: кто упорно работает над собой, тот, как правило, добивается впечатляющих результатов. А еще многое зависит от поддержки окружающих – родителей, педагогов, друзей, делает акцент Галина Разумова. Чутких, внимательных, понимающих, уважающих, умеющих слушать и слышать и терпеливо учить этому тех, кому такая способность не была дана от рождения.
Фото Динара ВОРОНЦОВА