Тогда вопреки всему и вся магнитогорцы приняли участие в «Гранд-регате», посвященной 500-летию легендарного плавания Христофора Колумба и открытия Америки.
Дас ист фантастиш!
Яхта «Магнитка» прошла маршрут Санкт-Петербург – Бремерхафен (Германия) – Кадис (Испания) – Канарские острова – остров Сан-Хуан (Пуэрто-Рико) – Нью-Йорк – Бостон – Ливерпуль.
Плавание продолжалось с 15 апреля по 15 сентября, за эти месяцы было пройдено десять тысяч миль. Отчет под заголовком Wam i ne snilos! капитана судна Леонида Белевского, в ту пору завкафедрой Магнитогорского горно-металлургического института, «МР» публиковал с 20 по 29 октября 1992 года.
«Впервые Атлантику пересек магнитогорский экипаж на судне, порт приписки которого не значится ни в одной лоции, – предваряла газета рассказ Белевского. – Одна из крупнейших американских газет «Бостон глоб» назвала участие «Магнитки» в «Гранд-регате» сенсацией номер один. Эта история фантастическая и авантюрная даже для нашего фантастического и авантюрного времени».
В регате приняли участие одиннадцать магнитогорцев – преподаватели МГМИ, рабочие цехов Магнитогорского металлургического комбината, студенты, одиннадцатиклассник Илья Белевский и петербуржец Валерий Лукин, в прошлом тоже магнитогорец.
«Младшему участнику было 17, старшему 52 года, – характеризовал состав экипажа судна его капитан. – Половина команды вообще не имела никакого понятия о яхте, парусах, да и моря-то никогда не видела. Но не было времени на выбор, проверку на психологическую совместимость».
Ты помнишь, как всё начиналось?..
«Когда наш яхтенный спорт был в расцвете, – писал Леонид Белевский о развитии яхтклуба МГМИ, – ректор Николай Иванович Иванов несколько раз пытался организовать загранплавание. Иванов доходил до каких-то министров, но соответствующие органы объяснили, что нечего делать и не надо морочить голову».
Побывав в 1990 году в Ленинграде, будущий капитан «Магнитки» случайно узнал, что весь мир уже пять лет готовится встретить 500-летие открытия Америки грандиозной парусной регатой. Это был шанс!
Яхтсмены МГМИ отправили в Англию заявку на участие. Получив официальное приглашение на регату, принялись строить океанскую яхту прямо во дворе института. Помог Магнитогорский металлургический комбинат – тогдашние ректор МГМИ Борис Никифоров и директор ММК Иван Ромазан подписали соответствующее соглашение 14 декабря 1990 года.
Но вскоре радужные надежды чуть не рухнули. Умер Иван Ромазан, распался Советский Союз, ММК переживал тяжелые времена. Решение об окончании строительства яхты, принятое новым директором Анатолием Стариковым, далось нелегко. В итоге инициатор затеи отправился за необходимым оборудованием в Германию – иначе невозможно было успеть соорудить яхту к началу регаты.
Приезд в Дюссельдорф, как ни странно, совпал с открытием там всемирной выставки катеров и яхт. На выставке нашелся профессионал, который помог «скомплектовать оснастку» для нашей яхты.
Вернувшись в Магнитогорск, Белевский со товарищи трижды пытались спустить судно на воду в Магнитогорске – ничего не вышло. Нужно было везти «Магнитку» в Питер. Это было почти нереально. Тогда вообще мало кто верил, что яхта дойдет до Америки.
Но подключились мэр города Вадим Клювгант и руководство Госавтоинспекции, организовавшие перевозку негабаритного груза, нашлись и спонсоры. Бывалые яхтсмены «колыбели русского флота», встретив и осмотрев «Магнитку», заметили, что на такой посудине даже в Финский залив не вышли бы…
Нас моря солёные качали
Долго магнитогорцы не могли выехать из Питера в Германию, где в это время делали мачту для яхты, по причине отсутствия топлива. На старт регаты в Лиссабон опоздали. В Германии Леонида Белевского арестовали из-за того, что у наших закончились визы. Как ни удивительно, новые удалось получить благодаря бутылке водки «Пшеничной» магнитогорского розлива.
Маршрут плавания пришлось менять из-за опоздания к старту регаты.
В Бискайском заливе «Магнитка» пережила двухсуточный девятибалльный шторм. «Из команды в 13 человек девять намертво слегли с морской болезнью, – писал Леонид Белевский. – Волны были под восемь метров».
Потом семнадцать суток шли до Бермуд, в дороге Валерий Лукин получил травму, а врача на яхте не было. Почти у цели их снова ждал жуткий шторм. Зато на островах Лукину, наконец, зашили рану на голове, а Белевскому удалось дозвониться до Магнитогорска, где яхтсменов уже считали пропавшими без вести.
По прибытии в Нью-Йорк наших отважных мореплавателей ждала ошеломительная новость – там почти никто не знал о «Гранд-регате» в честь открытия Америки. Кое-как где-то на Бродвее они отыскали офис регаты, но оказалось, что их команда среди участников плавания не числится – подвела почта, документы не дошли. В Нью-Йорке магнитогорцев включили в список «Гранд-регаты», правда, «вне зачета».
Звёздный час «Магнитки»
Из Нью-Йорка двинули в Бостон, где намечались основные мероприятия регаты, растянувшиеся на неделю. Там наши яхтсмены оказались нежданно-негаданно в центре внимания – самодельной яхтой с Урала заинтересовались репортеры «Бостон глоб». Путешествие магнитогорцев стало настоящей сенсацией для американцев. Команду «Магнитки» даже пригласили в числе избранных на торжества в элитный Бостонский яхт-клуб.
Потом наши побывали в Канаде, оттуда отправились на юг Ирландии. В Ливерпуле, на заключительных торжествах «Гранд-регаты», Белевский получил приглашение в Новую Зеландию от председателя федерации парусного спорта этой страны.
Затем магнитогорские яхтсмены побывали в Шотландии на озере Лох-Несс, где провели фантастическую ночь, во время которой ни разу не вспомнили про местное чудовище. Собирали белые грибы, пекли с ними вкуснейшие пироги и отдыхали у костра.
Была еще одна небольшая регата в Бремерхафене, в Германии, во время которой магнитогорские мореплаватели познакомились с самой Молли Хариссон – потомком легендарного пирата Френсиса Дрейка и заведующей музеем его имени в Плимуте. Регата в Бремерхафене примечательна еще и тем, что во время фейерверка в честь ее завершения Валерий Лукин грохнулся в люк на палубе яхты и сломал два ребра… И тогда магнитогорцы, наконец, спешно засобирались на родину.
Но приключения на этом не закончились. «В 90 милях от Питера отказывает двигатель, – вспоминал Леонид Белевский. – Намертво. Дефект неустранимый. А в Питер под парусом входить нельзя – каналы». После «разборок» с пограничниками и таможней регата была успешно завершена.
Умный в море не пойдёт?
Заканчивая рассказ о незабываемом приключении, самом ярком в его жизни, Леонид Белевский рассуждал: «Предвижу извечный вопрос: «А зачем и кому это нужно?» Думаю, что ответ тут простой. Бог создал такими часть людей. Именно авантюристы открыли мир и в других сферах деятельности рисковали что-то совершить первыми. В военных училищах ряда западных стран существует обязательная так называемая авантюрная практика». В качестве такой практики курсантам предлагалось провести четыре-пять недель в море или в горах, либо сплавляясь по рекам или занимаясь дельтапланеризмом. «За партой умению преодолеть страх, не растеряться в критической ситуации не научишь», – писал наш путешественник.
Регата действительно многому научила. «Помню, в первый шторм в Атлантике Саня и Костя чувствовали себя ужасно. Некого на руль было поставить. Алексей Иванов один всю вахту стоял, – вспоминал Белевский. – Прошло четыре месяца, мы посередине Балтийского моря, и до России рукой подать. И опять налетает шторм, 10 баллов. Опять те, кого укачивает, мучаются. Но те же Саня и Костя стоят на руле, да еще и песни орут».
Героями себя и участников команды капитан «Магнитки» не считал, ведь у них на вооружении был еще почти никому не ведомый в России GPS-навигатор. Быть может, они просто везунчики? Десятого августа магнитогорские яхтсмены пересекли безмятежное Ирландское море, напомнившее им родное Банное озеро, а уже четырнадцатого на этом море был шторм, опрокинувший 17 килевых яхт. Во время него погибли 15 человек, еще 136 были спасены судами и вертолетами.
Фото Динара ВОРОНЦОВА