А еще 1 октября 1992 года магнитогорцы праздновали юбилеи пединститута, калибровочного завода и впервые отмечали День пожилых людей.
Успеть прихватить
О том, что «Наступает время «Ч», то есть «на следующей неделе первые магнитогорцы уже станут обладателями приватизационных чеков-ваучеров», наша газета сообщила еще 26 сентября. Начало «операции» было запланировано на 1 октября.
«Спешно составляются полные списки жителей, – говорилось в заметке. – Другая проблема – обустройство мест выдачи чеков. Их по городу должно быть около сотни. У районных комиссий болит голова, как не допустить столпотворения. Милиция предупреждает о необходимости оборудования рабочих точек надежными средствами защиты, но повсеместной «живой охраны» не обещает – у нее свои проблемы. Все время всплывают неясности. Одна из них: как будут получать свои чеки те, у кого временно нет прописки. Положены ли ваучеры тем, кто родился, допустим, 2 октября? Вроде бы уже не положены. Мамы, поторопитесь!»
Но… «Не спешите! Ваучеров всем хватит», – предупреждал «МР» от 30 сентября. «Сегодня мы печатаем первые списки пунктов выдачи приватизационных чеков, – сообщала газета. – Они неполные и будут печататься в «МР» по мере готовности». Ниже были опубликованы списки пунктов Ленинского и Правобережного районов, Орджоникидзевский подоспел лишь на следующий день.
«В минуту – тысяча ваучеров» печатались в это время в Москве, в типографии Гознака, сообщал в «МР» от 1 октября ИТАР-ТАСС. «Все россияне – от мала до велика – вскоре получат эти ценные бумаги размером с 50-рублевую купюру, на которых изображено здание Верховного Совета России. Первые двенадцать миллионов уже отпечатаны. Как уверяют специалисты, все 152 миллиона чеков к декабрю будут сданы государству».
А 5 октября в Магнитогорске прошел первый аукцион по продаже муниципального имущества – об этом «МР» написал 7 октября. Вел его Леонид Голицын. В итоге три городские парикмахерские были выкуплены трудовыми коллективами. Все тогда было нам по силам – даже обменять видеокамеру на капитальный гараж, о чем гласило одно из объявлений в газете.
Грустный праздник
«Не забыть о главном» в повседневной суете призывал Вячеслав Костюк в «МР» от 29 сентября. «Послезавтра впервые будет отмечаться российский День пожилого человека», – говорилось в его публикации. Во Дворце культуры имени Ленинского комсомола намечалась «выставка-продажа изделий народных промыслов, изготовленных руками пенсионеров, инвалидов-умельцев, малоимущих жителей нашего города». Мероприятие проходило в рамках муниципальной программы поддержки малообеспеченных граждан. Она предусматривала и создание в будущем специализированных производственных центров для указанных категорий.
Номер «МР» от 1 октября открывался рядом официальных обращений по поводу Дня пожилых людей. «Это не праздник, и поздравления здесь неуместны», – сообщал преисполненный печали горсовет народных депутатов. «Этот день не только торжество и праздник, но это еще и наша боль», – несколько противоречили депутатам представители городской администрации. Напрочь игнорируя запрет на поздравления, власти Ленинского района браво поздравляли старшее поколение с праздником и желали ему оптимизма и веры в будущее. В моде тогда был плюрализм…
Начальник управления соцзащиты Ю. Леонов делился в этот день планами работы ведомства с пожилым населением. Предполагалась организация вечеров встреч, бесплатных «ностальгических» киносеансов и спектаклей, а также «прямых линий» на актуальные темы и лекций по таким проблемам, как страховая медицина, приватизация жилья, именные приватизационные чеки. Все это было призвано «помочь сориентироваться в бурном море событий».
Заботу о пожилом человеке – Эмилии Бакке, вдове первостроителя Магнитки Виктора Калмыкова, расстрелянного в 1938 году, проявил трест «Магнитострой». Эмилия Васильевна пережила когда-то домашний арест, допросы с избиениями, двухсменную работу в войну и после нее. Трудилась грузчиком, засольщицей – не чуралась никакой работы. Вдове легендарного первостроителя сделали ремонт в квартире и оказывали другую материальную помощь.
Моча в голову…
26 сентября «МР» давал анонс встречи с «той самой Надеждой Семеновой», которая приезжала славить уринотерапию… в драмтеатре имени Пушкина. Газета сообщала также, где взять необходимый для очистки кишечника по рецептам народной целительницы концентрированный лимонный сок по смехотворной цене.
Потом, 2 октября, журналист Елена Карелина, у которой проживала Надежда Семенова в период пребывания в нашем городе, подробно написала в «МР» о рационе питания и распорядке дня целительницы. Надежда Алексеевна занималась медитацией, вкушала блины с вареньем и чай с сахаром, салат из яблок, репы и меда, и также помидоры с постным маслом, борщ, перловую кашу, жареные кабачки с морковкой, хлеб и мечтала о сале. А вот от свеклы с майонезом отказалась – ее маятник, определявший съедобность еды, «перечеркнул» салат.
Почему-то гораздо меньше внимания уделено газетой другой «Незабываемой встрече», проходившей в школе рабочей молодежи. В «МР» от 30 сентября кандидат педагогических наук Эльмарк Сировский рассказал о приезде в наш город композитора Евгения Птичкина, через год ушедшего из жизни, и поэта Бориса Дубровина. Звучали песни и стихи, которые молодые люди и их педагоги слушали как зачарованные, временами концерт прерывался беседой. В заключение Евгений Птичкин исполнил песню о Магнитке, написанную совместно с Борисом Дубровиным по просьбе директора Высшего музыкального училища-колледжа Александра Якупова.
«Во кузнице молодые кузнецы»
Очерк Бориса Попова под заголовком «Когда мы были молодые…» приурочен к 60-летию Магнитогорского педагогического института. Первого октября 1932 года начались занятия на пяти факультетах местного вечернего индустриально-педагогического вуза: математическом, физическом, химическом, историческом и экономическом. Позднее был объявлен прием на отделение русского языка и литературы. А в 1934 году при вечернем вузе был открыт дневной двухгодичный институт – учительский. Вузы объединились в 1953 году.
Борис Попов вспоминал 1 октября о преподавателях литфака МГПИ, с которыми его познакомили когда-то студенты «педа», влившиеся в городское литобъединение: «Колоритные фигуры были наши старики! Нину Георгиевну, «бабу Нину» Кондратковскую я, конечно, уже знал. Занадворова Татьяна Леонидовна обворожила, увела меня в мир Рабле. Владимир Петрович Павлов поразил меня своим темпераментом. Ева Лазаревна Лозовская была строга и учена».
Вспоминал и о товарищах по цеху: «Гриша Газизуллин любил Заболоцкого. Юра Ильясов был тогда увлечен Фетом и Цветаевой. Толя же Газизуллин бренчал на гитаре, а Володя Вельямидов просто озоровал».
Первого октября 1992 года исполнилось также полвека Магнитогорскому калибровочному заводу, ныне входящему в состав ОАО «ММК-МЕТИЗ», с этим коллектив предприятия поздравляли на первой полосе «МР» глава администрации Ленинского района Владимир Прищепа и председатель райсовета депутатов С. Луговой.
«Заложенный в декабре 1941 года на заснеженной пустоши за старым вокзалом, МКЗ уже 1 августа следующего года заявил о своем рождении выдачей первой калиброванной штанги для военной продукции. Однако в его «метрике о рождении» нарком черной металлургии Н. Тевосян записал: «Считать с 1 октября 1942 года Магнитогорский калибровочный завод вступившим в строй действующих предприятий Главметиза НКЧМ», – рассказывала газета. В 1992 году, по информации «МР», МКЗ производил, по выражению того же Тевосяна, «деликатес черной металлургии», который находил спрос в России, а также ближнем и дальнем зарубежье – в 24 странах.