Как живется в Магнитогорске людям с инвалидностью по слуху и тем, кто с ними работает.
В просторной и уютной квартире хватает места всем пятерым членам семьи. Мама троих детей Елена Целищева (на фото) страдает приобретенной глухотой, которая развилась в детстве вследствие неправильного лечения в больнице. Ограниченные возможности здоровья не помешали женщине наладить свою жизнь: выйти замуж и устроиться на работу. Муж Эдуард − слабослышащий. Все трое детей Целищевых − 18-летний Антон, 20-летняя Вероника и девятимесячный Кирилл − родились здоровыми.
– После рождения первенца пришлось продать две квартиры и купить одну большую, чтобы жить всем вместе, − рассказывает свекровь Елены Валентина Григорьевна, – ведь ребенок должен слышать речь, с ним нужно разговаривать. Так и ращу уже третьего.
– С трудностями приходится сталкиваться каждый день, − с помощью сурдопереводчика рассказывает Елена. – Мы не слышим плач ребенка, не всегда своевременно можем прийти ему на помощь. Радионяня помогает слабослышащим людям, но стоит дорого – около восьми тысяч рублей.
Многодетная мама успевает следить за собой: подошло время записаться в парикмахерскую – Елена делает это по скайпу. Современные технологии упрощают нам жизнь и делают ее комфортнее, а для людей с ограниченными возможностями Интернет может стать «палочкой-выручалочкой», которая связывает их с большим миром. По скайпу Елена связывается со специальной диспетчерской службой.Женщину «выслушивает» переводчик, который с помощью жестового языка выясняет, чем нужно помочь, и записывает на прием к специалисту, в данном случае к парикмахеру.
Вызвать «скорую» или поговорить с переводчиком посредством планшета прямо в кабинете специалиста – теперь в Магнитогорске это стало возможным. Диспетчерская служба в формате колл-центра начала работу в нашем городе с февраля этого года. Средства на оборудование, около 450 тысяч рублей, выделило министерство социальных отношений Челябинской области в рамках программы поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций при Челябинском региональном отделении Всероссийского общества глухих (ВОГ).
Всероссийское общество глухих − самая многочисленная и старейшая в России общественная организация инвалидов по слуху, существующая с 1926 года. По ее данным, в Магнитогорске проживает более 400 глухих и слабослышащих. Но есть и те, кто не зарегистрирован в ВОГ. По неофициальным данным, эта цифра достигает 600 человек.
– К сожалению, наше общество не всегда понимает проблемы инвалидов по слуху. Например, раньше переводчики имели удостоверение, где было прописано, что мы можем заходить, сопровождая глухих, в медицинские кабинеты без очереди, сейчас эта льгота отменена, − рассказывает сурдопереводчик Елены Ушакова. − Обычно в поликлиниках мы объясняем ситуацию и тактично просим пропустить нас вперед. Иногда с людьми в очередях удается договориться, иногда случаются скандалы.
Не все слабослышащие могут поведать о своих проблемах специалисту, поэтому переводчикам приходиться просиживать со своими подопечными в очередях два, три, а то и все четыре часа. А ведь в это время они могли бы помочь не одному инвалиду. В диспетчерской службе сейчас трудятся четыре переводчика – острая нехватка сотрудников объясняется просто.
– Работать приходится с раннего утра до глубокого вечера, заработная плата небольшая, − продолжает Валентина Ушакова. – Обычно переводчики – это дети глухих родителей, как, например, в моем случае. Мы более чувствительны к человеческой беде, потому что сами с ней столкнулись. Я с 18 лет работаю, сейчас на пенсии, но продолжаю трудиться.
В помещении службы нас встречает дочь Елены Целищевой – Вероника Орех, работающая диспетчером. В месяц здесь принимают по 60-70 заявок, а с начала работы службы поступило уже более семисот обращений.
– Вот наше оборудование: компьютер и веб-камера, − знакомит нас с техникой Вероника, – мы раньше общались посредством sms-сообщений, теперь сразу в sms добавляем адрес скайпа. Жестовый язык универсальный, бывает, что, когда пишем ответ словами, нас не понимают, а посредством жестов объясняемся без проблем, это значительно упрощает работу. Теперь переводчику не обязательно повсюду сопровождать глухого – в некоторых случаях проблему можно решить он-лайн, иногда, например, в суде, наше присутствие необходимо.
Небольшое помещение диспетчерской службы располагается в клубе глухих. Его стены украшают грамоты – это награды группы «Тэтл», участники которого выступают в жанре жестового исполнения. Артисты репетируют в соседнем помещении.
– У нас занимаются очень талантливые люди. Мы объездили всю Россию, не раз занимали призовые места, − рассказывает председатель Магнитогорского общества глухих Татьяна Склярова, одна из работниц диспетчерской службы. − У нас есть и спортсмены: дзюдоисты, хоккеисты, пловцы. Наши горнолыжники выступали на Сурдлимпиаде, проходившей в окрестностях Магнитогорска.
Эти люди не любят говорить о своих трудностях – охотнее рассказывают об успехах. Но это не значит, что проблем нет. К счастью, общество все чаще не остается глухим к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья. Появление диспетчерской – шаг навстречу инвалидам по слуху, такие службы действуют во многих регионах страны.
В Магнитогорское отделение диспетчерской службы могут обращаться жители нашего города, а также Верхнеуральска, Карталов, Нагайбака, Агаповки и Кизильского района. Отделение располагается в помещении №6 дома №218 по проспекту Карла Маркса. Сотовый телефон: 8-351-904-63-90, скайп: dcmagvog; электронная почта: dcmagvog@mail.ru. Диспетчер в системе «Скайп» работает в будние дни с 9.00 до 18.00. Sms-запросы и обращения по электронной почте принимаются круглосуточно.
Фото Илья МОСКОВЕЦ