Министерство экономического развития России разработало буклеты с информацией о том, как проверить благотворителей на добросовестность, что нужно сделать, если попросят о помощи в соцсетях или по e-mail, сообщает сайт «МР-инфо».
Заместитель Министра экономического развития Татьяна Илюшникова отметила, что информация о том, какие способы сбора пожертвований являются прозрачными, а какие характерны для недобросовестных участников сектора, должна быть доступной для граждан.
«Люди должны понимать, как можно проверить информацию о сборах, как принять участие в благотворительности и не стать жертвой мошенничества. Понятная и четкая информация позволит повысить доверие граждан к некоммерческим организациям. Также это увеличит вовлеченность граждан в благотворительность. Именно эти цели призвана решить памятка, разработанная Минэкономразвития России при участии организаций, входящих в состав Координационного совета по развитию благотворительной деятельности», – прокомментировала Татьяна Александровна.
Замминистра экономического развития также добавила, что в Минэке открыт и постоянно обновляется реестр НКО. Он должен быть ключевым ориентиром для благотворителей – как физических, так и юридических лиц.
«Также для стимулирования благотворительной деятельности организаций и развития прозрачной благотворительности мы ввели налоговую преференцию для юридических лиц. Теперь безвозмездные перечисления в адрес НКО предприятия могут включить в состав внереализационных расходов при определении ими налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Налоговая льгота распространяется на отчисления некоммерческих организаций, входящих в 2 реестра, держателем которых является Минэк. Также мы запускаем информационную кампанию через благотворительные организации и региональную инфраструктуру поддержки бизнеса», — уточнила Татьяна Илюшникова.
В Министерстве отмечают, что недоверие граждан к благотворительному сектору по-прежнему остается на высоком уровне. Это связано с тем, что люди не совсем понимают, чем именно занимаются НКО или вовсе не доверяют некоммерческим организациям.
Как правило, граждане не могут отличить сбор добропорядочной НКО от сомнительного сбора в интернете или на улице. В связи с этим Минэкономразвития России разработало памятку. В ней рассматриваются разные ситуации – например, если в соцсетях или e-mail поступает просьба о помощи, то есть две ситуации.
Первое, если отправитель — частное лицо, но он вам незнаком, игнорируйте это сообщение. Если отправитель — НКО, проверьте его на добросовестность и только потом принимайте решение. В памятке подробно сказано, как проверить НКО на добросовестность. Так, одним из важных критериев является проверка реквизитов благотворительной организации, изучение сайта организации и другие. Также в памятке отмечено, что нужно знать, если вы делаете пожертвование в ящик для сбора пожертвований, каким должен быть этот ящик и т.д.
По данным ВЦИОМ вовлеченность в благотворительность остается на низком уровне, что связано с недоверием к сфере. Согласно статистике, 21% граждан не собираются совершать пожертвования в ближайшем будущем, 41% не доверяет благотворительным организациям, действующим в нашей стране, 80% считают, что мошенничество под видом благотворительности распространено в обществе.
Это же исследование показало, что 76% жертвователей не отслеживают, куда идут их пожертвования. В результате, этим пользуются псевдоблаготворители.
Выводы социологов подтвердили юристы из Центра уголовно правовой экспертизы МГУ, которые провели исследование правоприменительной практики за правонарушения, связанные с мошенничеством в благотворительности. В исследовании сказано, что точные размеры ущерба от мошеннических действий в сфере благотворительности установить нельзя. Это обусловлено высокой латентностью данных преступлений – зачастую люди о них просто не знают.
Проблема судебного преследования лжеблаготворителей во многом связана с тем, что подавляющее большинство наших граждан не интересуются дальнейшей судьбой пожертвований и не готовы обращаться в правоохранительные органы.