Наш город был выбран для съемок художественного фильма «Предисловие к битве» киностудии «Мосфильм» не случайно. Речь в картине режиссера Николая Стамбулы шла о событиях, происходивших в Магнитогорске в начале Великой Отечественной войны.
А дата премьеры фильма, которая также проходила в нашем городе – 26 марта, практически совпала с датой пуска в 1941 году на Магнитогорском металлургическом комбинате легендарного блюминга №3, изготовленного Уральским заводом тяжелого машиностроения. Того самого, на котором благодаря идее заместителя главного механика ММК Николая Рыженко в июле 1941 года впервые в истории мировой металлургии был прокатан броневой лист. Это событие также нашло отражение в «Предисловии к битве».
«МР» рассказывал о съемках фильма, проходивших в Магнитогорске в 1981 году, а 26 марта 1983 года со страниц газеты, наконец, прозвучал призыв редактора кинопроката Людмилы Дорманчевой: «Встречайте фильм, магнитогорцы!»
«Мы ждали его долго, – писала Людмила Петровна. – Конечно, магнитогорцы станут самыми пристрастными зрителями фильма, попытавшегося рассказать о том, что свято для нас, что стало неотъемлемой частью нашей жизни».
Да и сам фильм оказался за время съемок «неотъемлемой частью жизни» многих горожан, участвовавших в его массовых сценах, а особенно – счастливчиков, сыгравших в нем эпизодические роли на одной съемочной площадке с кинозвездами Александром Збруевым, Борисом Андреевым, Ромуальдасом Анцансом, Юрием Гусевым и другими известными актерами. Съемки проходили на девятой доменной печи, блюминге и в мартеновском цехе ММК, на берегу Урала, на вокзале и на Комсомольской площади, где в массовой сцене митинга участвовали тысячи магнитогорцев.
«Именно первые дни войны дали волнующий материал для сюжета фильма «Предисловие к битве», – отмечала Людмила Дорманчева. В эти дни выплавка броневой стали и прокат броневого листа были главной боевой задачей для Магнитогорска, где, как говорила автор, «тыл стал фронтом».
«Горячее напряжение тех дней ощущаешь физически, – делилась впечатлениями Людмила Петровна. – Все было на пределе, на грани между жизнью и смертью. На этих контрастах – победа – поражение, жизнь – смерть – построена композиция фильма, в которой трудно выделить какой-то один кульминационный момент, потому что сам его сюжет «заряжен» экспрессией предельно драматичного материала».
Описывались в материале и подробности сюжета: «Вот мастер Самарин (А. Збруев) предлагает в нарушение существующей инструкции форсировать работу доменной печи, чтобы выдавать в два раза больше чугуна. Все эти кадры в основе своей документальны, но художественное решение их эмоционально и темпераментно (во многом благодаря своеобразному актерскому стилю А. Збруева). Его герой вызывает не только восхищение мужеством, дерзкой отвагой, творческим отношением к делу, но и чувство острой сопричастности тому пониманию патриотизма и рабочего долга, которым, безусловно, руководствовался мастер Самарин. Смертельный риск, на который сознательно идет Самарин, резко противопоставлен трусливой осторожности начальника цеха Белобородова и рабочего-газовщика. Самарин самовольно форсирует режим печи. Конфликт накаляется до предела и разрешается… трагедией».
Упоминала Людмила Дорманчева и молодого рабочего Ярыгина, «упорно доказывающего, что броню можно дать раньше срока, если катать ее на блюминге до того, как войдет в строй прокатный стан» – это еще один прямой отголосок магнитогорских событий 1941 года. И в фильме, как и в реальной истории, шаг этот был в высшей степени рискованным. «Неужели сорвется, неужели снова трагедия? И ликуем вместе с нашими земляками в том далеком 1941-м и сегодняшнем 1983-м – ура! Вот он, первый шаг к Победе. Вы сделали его, магнитогорцы!» – переживала перипетии картины редактор кинопроката.
Подобными острыми конфликтами действительно были наполнены те летние дни 1941 года. Как вспоминал в мемуарном очерке «Сталь броневая, Магнитогорская» бывший в годы войны журналистом газеты «Труд» и живым свидетелем тех событий Илья Пешкин, тогда разгорелся конфликт между Николаем Рыженко, предлагавшим катать броню на блюминге, и начальником третьего блюминга, отчаянно протестовавшим против этого рискованного предприятия. Но на сторону Николая Андреевича встали директор комбината Григорий Носов и сам нарком черной металлургии Иван Тевосян.
– От того, как скоро мы дадим броню, зависит весь ход войны. Весь ход! – подчеркивал Иван Федорович в телефонном разговоре с директором ММК. И наш третий блюминг все-таки предрешил ход величайшей битвы.
Вечером 26 марта 1983 года, как сообщал «МР», в кинотеатре «Современник» прошла премьера «Предисловия к битве». А показы с этого дня шли с 11, 13, 15, 17, 19 и 21.15 часов, потом добавился и показ с 9.15. Магнитогорцы смотрели фильм до 10 апреля.