В центральной городской библиотеке имени Ручьева состоялась вторая научно-практическая конференция студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные проблемы исторических исследований».
Ее организаторами выступили кафедра истории России института истории, филологии и иностранных языков Магнитогорского государственного технического университета имени Носова и центральная городская библиотека имени Ручьева.
Доклады конференции были отчетом студентов-историков о результатах архивной практики, посвященной исследованию в качестве исторического источника подшивок «Магнитогорского рабочего» советского периода, главным хранителем которых является центральная библиотека. В прошлом году студенты МГТУ разыскивали сведения о жизни нашего города во время Великой Отечественной войны, на сей раз в центре внимания оказался послевоенный период, 1950-е и первая половина 1960-х годов.
Проблему развития средств связи исследовал Андрей Гаан. Причинами несоблюдения сроков доставки корреспонденции и потери части передаваемых сообщений была в те годы не только низкая трудовая дисциплина, но и нехватка транспорта. Письмоносцев оказалось слишком мало, и передвигались они крайне медленно.
Часто почтальоны доходили до адресатов раз в неделю, поэтому чтобы, к примеру, вовремя прочитать нашу газету, подписчикам нужно было самим идти за ней на почту. По этому поводу в «МР» даже был опубликован фельетон.
Отдельная тема – состояние магнитогорских отделений связи, где зимой царил холод, а бланки и абонентские ящики отсутствовали круглый год… И все же встречались на страницах «МР» и благодарности письмоносцам.
Анекдотичной, но отнюдь не смешной была ситуация с телефонной связью. Ждать соединения приходилось в лучшем случае по 15-20 минут, причина объяснялась просто: «Шнуров нет!» А иногда, желая позвонить кому-то из знакомых, магнитогорцы вынуждены были общаться с представителями родильного дома или пожарной охраны. С введением в строй автоматической телефонной станции началась еще большая сумятица, ведь первый справочник был выпущен всего в 75 экземплярах и с опечатками.
Курьезы происходили и с междугородной связью. Оказывалась такая услуга, как вызов абонента на переговоры. Однажды поступил срочный звонок из Куйбышева, сообщение о котором дошло до адресата только через два дня.
О работе системы здравоохранения Магнитогорска в 1950–1960-е годы поведал Егор Аркаев. Среди ярких имен этой сферы – хирурги Георгий Писаренко и Григорий Верховский, возвращавшие к полноценной жизни безнадежных больных. Были и случаи халатного отношения к профессиональной деятельности: в одной из публикаций «МР» критиковал работу медсанчасти, где терялись медицинские документы, а также деятельность аптечной сети. А были и материалы с политическим подтекстом. Выяснилось, к примеру, что один из служителей церкви болен сифилисом, однако чего же следует бояться больше – опасной болезни или религиозной пропаганды, из статьи оставалось неясным.
Как следует из доклада Егора Токарева об учреждениях высшего образования, в середине 1950-х годов в стране остро стояла проблема нехватки рабочих кадров. В 1955 году в силу вступил закон, по которому студенты стали обучаться дополнительным рабочим профессиям. Получив высшее гуманитарное образование, человек, например, мог пойти работать слесарем на завод. Студентам предлагали трудиться на заводах и во время учебы. А для того, чтобы труд не был в тягость, на промышленных предприятиях активно вводили «культпросвет». Просветительские «акции» проводили даже во время обеденного перерыва. Об отдыхе и досуге магнитогорцев тех лет доложила и Ксения Светкина.
Интересные факты из истории общественного транспорта Магнитогорска привела в своем докладе Анастасия Коновалова. На остановке трамвая «Улица Профсоюзная» размещался в указанный период стенд с фотографиями «зайцев», не желавших платить за проезд. А «МР» публиковал о них фельетоны.
О шефстве предприятий над школами рассказал Андрей Силин. Часть шефов брала груз ответственности добровольно, а часть – по принуждению, и часто последние не желали активно участвовать в жизни своих подшефных. Поэтому в школах не хватало сырья для производственных мастерских, а где-то и станков не было.
А для некоторых школ еще со времен войны оставалась актуальной проблема отсутствия помещений. В военный период многие здания учебных заведений были отданы под госпитали и производство. По этой причине одна из школ располагалась на территории бывшего заводского склада. А шефствующее предприятие не только не снабжало школьную мастерскую, но и норовило взять арендную плату за помещение.
Для школьного образования 1950–1960-х годов была характерна и проблема низкой посещаемости. Решали ее совместными усилиями педагоги, руководители образовательных учреждений, представители родительских комитетов и производственники, «давившие» на нерадивых родителей, не контролировавших учебу своих детей. В школе №24 ради повышения дисциплины проводили эксперимент по введению школьного самоуправления. Кроме того, активисты родительского комитета школы трижды в неделю встречались с родителями учеников других школ и делились опытом перевоспитания.
А в сфере жилищного строительства того времени, рассказала Гульнара Кубагушева, шла бескомпромиссная борьба с коммуналками и бараками. Это было время перевода строительства на индустриальные рельсы. На страницах «МР» наблюдался бум публикаций на эту тему – постоянной в конце 1950-х годов была рубрика «На лесах стройки». Тогда нередко применялся метод народной стройки, а родители, самостоятельно производя ремонты в школах, сэкономленные средства передавали на возведение жилья для учителей.