Едва с магнитогорских улиц исчезли представители одного благотворительного фонда, как их место заняли новые.
Мы уже привыкли, что с экранов телевизоров, из новостных лент в социальных сетях разносятся призывы о срочных сборах средств на операции больным детям, на лечение и реабилитацию. Теоретически в нашей стране медицина бесплатна, но когда отечественные врачи порой оказываются бессильны, больные, их родные и друзья ищут спасение в заграничных клиниках. А за лечение там приходится платить полновесной иностранной монетой.
Минувшей осенью на улицах нашего города появились молодые люди, облаченные в белые футболки, с прозрачными пластиковыми коробками в руках. На коробках была прикреплена фотография мальчика, на лечение которого требовались средства. Молодых людей можно было встретить в оживленных местах Магнитки, они несли дежурство у торговых центров, на перекрестках. С таким сборщиком денег столкнулась наша читательница Рита Мухаметзянова.
– На пешеходном переходе у ТЦ «Мост» ко мне подошла девушка и попросила дать деньги на лечение ребенка. В руках у нее была пластиковая коробка, где виднелись купюры – пара сотен рублей. Я стала расспрашивать о благотворителях, ребенке. Ответы звучали неуверенные, единственное, что девушка точно знала, что «старший» над ней – парень по имени Тимур, приезжает он в одно и то же время, забирает коробку, девушке отдает 400 или 500 рублей в зависимости от собранной суммы, – рассказала Рита.
Читательница пояснила, что не случайно расспрашивала девушку. Дело в том, что она сама является волонтером. Общественная организация, к членам которой Рита себя причисляет, помогает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Правда, в этом случае все сборы средств официальны и прозрачны, и на улицу просить прохожих о помощи добровольцы никогда не выходят.
– Существует особая процедура сбора средств. Прежде всего вся информация должна находиться в публичной доступности, там же – содержаться отчеты о проведенных сборах и акциях. Ящики, в которые собирают деньги (чаще всего они установлены в торговых точках у партнеров акций), всегда опечатаны, на оттиске стоит печать фонда. Вскрытие емкостей и подсчет денег – это целый ритуал. Собирается комиссия из пяти-шести человек, купюры пересчитывают, затем реквизиты каждого денежного знака переписывают в протокол, ведется видеосъемка. Важно и другое: волонтер – это доброволец, а потому трудится он во имя определенных целей, но никак не за зарплату. Ребята в нашей общественной организации работают бесплатно, – заявляет Рита Мухаметзянова.
Слова волонтера подтвердили в одном из благотворительных фондов, прописанном в Магнитогорске. Директор фонда рассказала, что такого понятия, как зарплата, у них не существует, все работают не ради личного обогащения. К деятельности сборщиков на улицах нашего города члены фонда давно присматриваются. Конечно, не одобряют этих действий, ведь такие сборщики вредят репутации тех, кто занимается истинной благотворительностью.
Неравнодушные магнитогорцы очень скоро выяснили, что благотворительный фонд, прикрывающий свою деятельность сбором средств для лечения мальчика из Нижнего Новгорода, родом из Уфы. И там успел настолько «наследить», что попал в повестку заседания Общественной палаты столицы Башкортостана. Общественники инициировали обращение в правоохранительные органы, в котором просили оценить деятельность людей, занимающихся сбором средств на улицах. Как только информация дошла до организаторов фонда, они сразу же покинули уфимские улицы и обнаружились в Магнитогорске.
Их деятельность быстро привлекла внимание магнитогорских общественников. В социальной сети ВКонтакте также инициировали обсуждение, вызвали на откровенный разговор и маму мальчика. По словам женщины, к ней обратились представители фонда и предложили от ее имени осуществлять сбор денег. Иногда они присылают пару тысяч рублей, женщина довольствуется и этим. Куда идут оставшиеся средства – этот вопрос ее не занимает.
Полученную информацию обнародовали в Интернете, в Сети развернулась кампания против лжеволонтеров. Выяснилось, что «добровольцев» для участия в уличных сборах набирают по объявлению в одной из групп: «Требуются молодые активные люди для работы в благотворительном фонде. Работа на улицах города. Оплата ежедневная, 400-500 р. Выход на работу с 10 до 14 часов и с 15 до 19 часов. При себе иметь документ, удостоверяющий личность».
Развернувшаяся волна негатива приостановила деятельность сборщиков, нашлись и те, кто, побывав в роли «уличного волонтера», рассказал о «службе» изнутри. Вот отзыв двадцатилетнего Максима, который проработал на улице неделю: «Старший» приезжал к точке вечером, забирал коробку, тут же в машине открывал ее, считал деньги, в зависимости от суммы выдавал гонорар. Как-то я собрал две тысячи рублей и получил половину обратно. Честно говоря, поначалу не задумывался о «качестве» денег, когда пришло осознание, с улицы ушел. Стало гаденько».
Общественное мнение сыграло свою роль, волонтеры в белых футболках с улиц города пропали. Но ненадолго. Спустя некоторое время на тех же перекрестах, у магазинов объявилась новая партия людей в белом. Они представляют другой фонд и уверяют, что с документами на этот раз все в порядке.
Одновременно с их выходом московский благотворительный фонд распространил в магнитогорских группах ВКонтакте такую информацию: «В Магнитогорске Челябинской области ходят мошенники с нашими реквизитами и собирают деньги в бокс. Официально заявляем, что наш фонд «Жизнь как чудо» (юридическое название «Семья. Традиции. Милосердие») не собирает средства на улицах Магнитогорска».
Законное регулирование
Главное управление МВД по Москве разработало поправки к КоАП, которые позволят арестовывать на 15 суток «профессиональных» попрошаек. Организаторов такого «бизнеса» предлагается лишать свободы на срок от двух до десяти лет. Как пишет газета «Коммерсантъ», по мнению авторов инициативы, штраф за занятия попрошайничеством должен составлять от одной до пяти тысяч>рублей. Также правонарушителей предлагается заключать под административный арест на срок до 15 суток.
Уголовная ответственность ждет тех, кто организовывает «занятия попрошайничеством». Виновных либо оштрафуют на сумму от 100 тысяч до 500 тысяч рублей, либо лишат свободы на срок до двух лет.
В настоящее время в КоАП попрошайничество не упоминается совсем, а в УК есть лишь статья «вовлечение несовершеннолетних в антиобщественное действие». Разработанный законопроект столичная полиция передала в Мосгордуму, попросив внести его в Госдуму.
Фото Илья МОСКОВЕЦ